...По ночам к нам будет приходить Макаров. Чаще
Все меняется, но не все проходит. Программа «Документ» изначально создавалась как инструмент промотирования документальной продукции. Затем для большей эффективности клуб интеллектуалов Юрия Макарова трансформировался из ток-шоу с аудиторией в ток-шоу с телемостами. С наступлением весны в проекте канала «1+1» вновь наступают перемены: с 14 марта программа будет выходить четыре раза в неделю. С понедельника по четверг ночной эфир — территория ведущего Юрия Макарова.
— Юрий Владимирович, меняются ли задачи «Документа» в его нынешнем варианте?
— «Документ» был и остается площадкой для дискуссий. Все интеллектуальные проблемы, которые в конце концов обращаются на низком уровне вполне бытовыми, осязаемыми проблемами, сначала возникают в высоких, очень отвлеченных сферах. И они должны быть где- то опубликованы, представлены публике. У нас таких площадок почему-то исчезающе мало. За исключением канала «1+1», я, пожалуй, подобных площадок больше и не знаю. Сам формат с точки зрения профессии очень важен, но главное — как его наполнить? Все-таки важен контент, а не рамка. Должен сказать, что сейчас этот вызов для меня намного более понятный и интересный, чем то, как я воспринимал «Документ», когда он только начинал выпускаться. Честно говоря, тогда я не вполне понимал, во что ввязываюсь.
— Через два года существования наконец-то определись основные установки проекта?
— Можно и так сказать. Культурные люди и люди, которые хотели бы почувствовать себя культурными, — что не всегда одно и то же, — они тоже нуждаются в своего рода развлечениях. Просто несколько другого плана. Их мы тоже должны удивлять. Но если более массовую аудиторию мы можем удивить, скажем, ВИА Грой — ничего не имею против, или Андрюшей Данилко, то здесь нужно оперировать немножко другими фигурами. Думаю, что сумеем удивить зрителей подбором гостей. В последних наших программах были Борис Гребенщиков, Андрей Вознесенский, Ирина Хакамада и Виктор Шендерович — люди опознаваемые, непростые, а главное — им есть что сказать, и мысли каждого из них интересны достаточно большому количеству аудитории.
— И все же «Документ» по определению не может быть объектом внимания массовой аудитории.
— Да, не может собирать эта штука большую аудиторию. Но она может собирать — не люблю это слово, но это уже определение — элиту. Определенный круг людей. Поэтому для них хотелось бы не очень нагружающе — не все же рассуждать о судьбах «неньки» и мира — создать свою атмосферу развлечения. Все-таки это телевидение, а не философский, социологический или политологический семинар. Поэтому «Документ» совершенно логично переходит в постпрайм. Те, кто готов слушать и думать на предложенные нами темы, остаются с нами после вечерних новостей.
— Чем объясняется увеличение количества выпусков программы? Вы же сами говорите, что у программы довольно небольшой круг зрителей.
— Да, но и аудитория после 24.00 тоже достаточно ограничена. Есть надежда, что эти два сектора совпадают между собой. В Москве они совпадают. Но Украина — не Россия, о чем я не устаю напоминать.
— Это эксперимент?
— Не знаю, осознает ли это кто-то как эксперимент. По большому счету — да, потому что в этом есть элемент риска. Но он есть в любом телевизионном проекте, и тот, кто не хочет рисковать, не должен заниматься телевидением. Кроме дискуссий, интервью и документальных фильмов, мы хотим презентовать то, что называется культурными новостями. То, чего у нас в принципе нет или существует в неком маргинальном виде. Собираемся предъявлять тот продукт, который, по нашему ощущению, вполне способен быть конкурентоспособным и про который знает не так уж много людей.
— Например?
— Валик Васянович получил приз в Клермон-Ферране за свой фильм «Против солнца». Открытие в «Арт-Блюзе» на Андреевском спуске выставки по итогам, так сказать, Майдана, где участвуют ведущие художники с прекрасной живописью. Кто об этом вообще знает?! Я уже не говорю о том, что издаются чрезвычайно достойные книжки и издаются в достаточном количестве для того, чтобы об этом можно было рассказывать.
— Не видоизменяли ли вы «Документ» под себя?
— Естественно. Все это происходило методом проб и ошибок. Частично менялась команда, концепция, корректировался список гостей, и все это было достаточно болезненно. Но кому это интересно? На самом деле наша работа — это быть интересным. А это никогда не бывает просто. Я, например, до сих пор никак не могу себя убедить в том, что это может получаться.
Выпуск газеты №:
№42, (2005)Section
Медиа