Перейти к основному содержанию

По волнам новогоднего эфира

11 января, 00:00

Что ни говори, но по-прежнему главным средством новогоднего развлечения был и остается телевизор. Ведь «ящик» не ведает усталости и может исторгать новогоднюю радость с разных широт, во всех мыслимых форматах и проявлениях круглые сутки. Так что по-прежнему любимым новогодним занятием нашего постсоветского человека в Новогоднюю ночь остается своего рода ТВ-серфинг — расслабленное блуждание с пультом в руках от канала к каналу, между мишурой и мелодиями новогодних созвездий.

Телесерфинг в этом году был столь же приятен, сколь и полон неожиданностей. Заметно, что ведущие каналы перенесли акцент со стандартных кинопоказов на большие, специально исполненные к праздникам, шоу. Последнее очень отрадно — похоже, хотя бы сейчас в наш эфир потихоньку возвращается Большое Зрелище, казалось бы, прочно забытое последние десять лет.

Однако, результаты этого возвращения, или, точнее, возрождения, достаточно разные. Все, как водится, зависит от установок и целей самих организаторов шоу, а также от их умения работать со столь безусловными и необходимыми компонентами любой постановки, как режиссура, сценарий и, главное, стиль, атмосфера всего происходящего в студии. Сравнение работы разных телекомпаний в этом направлении было весьма поучительно.

Так, очень любопытную попытку предпринял московский ТВ-6 , чье ревю у нас ретранслировал ЮТАР. Опальный телеканал устроил венецианский карнавал, причем стремился соблюсти все нужные для того признаки. В кадре кружились маски, пели обольстительные красавицы, танцевали галантные кавалеры и звучала итальянская речь. И все бы хорошо, но заемность, изначальная виртуальность всего замысла, похоже, сыграла не в пользу всей, довольно симпатичной, затее. В самом деле, бутафорский мост никогда не оденется в ни с чем не сравнимый венецианский просоленный камень. И знаменитый Гранд- канал, при всем желании организаторов, не устремит свои воды сквозь московский съемочный павильон. Венеция остается там, где ей должно быть, и в клубах глицеринового дыма вряд ли возможно скрыть эту обескураживающую истину.

Собственно, все та же бутафория, на сей раз уже в ранге основополагающей идеи, снивелировала еще один, также достаточно интересный проект — «Вечера на хуторе близ Диканьки», выпущенные телеканалом «Интер». Задумка, действительно, благодарная и невостребованная. Ведь классическая литература предоставляет собой настоящий кладезь для любых, сколь угодно изощренных, торжеств, а уж тексты раннего Гоголя — и подавно. Однако, при всей их кажущейся простоте, эти сюжеты требуют очень высокого уровня исполнения. Вот здесь-то и вышла накладка.

В качестве актеров постановщики «Вечеров» привлекли преимущественно звезд эстрады, российских и украинских, переодев и загримировав их под хуторян. Когда звезды поют — еще ничего, но вот когда они начинают играть, пусть даже и крайне упрощенный, гоголевский сюжет, начинаются проблемы. Ведь даже самый популярный, самый выразительный и голосистый певец (певица), не имея минимальной актерской подготовки, тем паче соответствующих профессиональных данных, не сможет сравниться даже со среднего уровня актером. Фактически, музыканты, певцы и певицы изрядную часть времени в «Вечерах» исполняли совершенно им несвойственные, непривычные функции, пытались вживаться в некие образы, которые в любом случае требуют тщательной, многодневной проработки. Но в конце концов это не их вина — делали как умели. Однако в основе самой «интеровской» Диканьки таился тот же родовой порок, что и в московской Венеции. На потеху публике хотели представить некий жизнерадостный украинский хуторок, ради доходчивости максимально опростив его. В итоге — это, поверьте, далеко не пустячный вопрос — все персонажи спектакля разговаривают на невообразимой, но до боли знакомой смеси русского и украинского. И если бы только дело в суржике! В целом, как ни прискорбно, приходится признать, что большинство героев с большим или меньшим рвением занимаются старинным и неизбывным занятием — «гоняют хохла». Весь набор заскорузлых атрибутов налицо — шаровары и усы, «горилка» и толстые дядьки, визгливые девки и пьяные рожи. На экране буйствует, пышным цветом цветет — не Украина, нет, но ее искаженный, потешный, совсем несмешной образ — Малороссия. И это, увы, даже сегодня остается актуальным наследием и для нашей культуры, и для нашего, уже вроде независимого телевидения.

А ведь нет нужды придумывать какие-то особые рецепты, впрягать в один воз коней и трепетных ланей. Есть название, которое всегда, вне зависимости от смены политического режима и погоды на дворе, вызывает у наших зрителей только самые уютные и теплые ассоциации — «Голубой огонек» . Собственно, именно таким путем в новогоднюю ночь пошел канал «1+1», предприняв постановку «Огонька» совместно с поднаторевшим на этом московским ОРТ.

Что важно, с самого начала никто не собирался копировать один к одному советский классический «Огонек» — иначе это был бы еще один вариант бутафорской Венеции или Диканьки. Нет, старая форма была использована сполна ради совершенно нового содержания.

Так, уже пролог программы явил ведущих «1+1» в совершенно непривычном, как-то особенно «очеловеченном», что ли качестве — они... запели. Сложились весьма необычные соло и дуэты. Людмила Добровольская и Вячеслав Пиховшек (он воистину потряс, спев оду вновь избираемому парламенту), Данила Яневский и Анатолий Борсюк в этом небывалом качестве проявили себя с честью, блеснув нежданным артистизмом. В целом, зрителям довелось увидеть результаты четырехдневной работы — самой блистательной оккупации «Мосфильма», которая случалась на этой знаменитой студии за последние годы. Действительно, очень давно в этих стенах не веселилось, не пело, не плясало и не ходило на головах столько звезд.

Конечно, лучшего подарка, к 2002 году, объявленного в России годом Украины, чем эта ослепительная интервенция, нельзя было и придумать. «Огонек» проходил в изящном, стильном интерьере — с двумя сценами, романтичной серебристой беседкой и сюрреалистической барной стойкой. Наши артисты — Ирина Билык, Таисия Повалий, Нина Матвиенко, «Танок на майдане Конго», Асия Ахат — ни в чем не уступали российским, а «Пикардийская терция» просто очаровала даже сверхизощренную публику «Огонька», сплошь состоявшую из мастодонтов шоу- и телебизнеса.

Не отставали от эстрадных героев и рыцари эфира. Данило Яневский и Анатолий Борсюк совершенствовали свое искусство танцевать вальс. У Верки Сердючки от избытка чувств чуть не сгорел концертный костюм, который она доблестно потушила шампанским. Снежанна Егорова осталась сногсшибательной и в чужой столице, Ольга Герасимьюк расхаживала в невиданных доселе на ней суперсексуальных джинсах, Людмила Добровольская прекрасно перевоплотилась в амазонку. Но певческое призвание, похоже, наиболее заразительно. И вот уже Анна Безулик претерпела метаморфозу в эту удивительную ночь, став хормейстером — под ее руководством запела вся московская часть творческой группы «Огонька». В целом, москвичам настолько понравились наши музыканты, что они большую часть украинских музыкальных номеров решили взять и в свой вариант новогоднего шоу.

Запас прочности на долгие рождественские каникулы у «1+1» оказался действительно велик. И если в вечер Рождества «Интер» по второму разу показывал все те же «Вечера», на «второй кнопке» прошли, как всегда, «Рождественские встречи с Аллой Пугачевой» , где вновь на равных выступали российские и украинские таланты.

Два самостоятельных, размашистых и запоминающихся зрелища от Нового года до сочельника — достаточно впечатляет. Можем ведь, если захотим...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать