Почему у нас нет настоящего футбола?
Потому что настоящий футбол может проходить при заполненных, или лучше — переполненных зрителями трибунах. В матчах родного чемпионата. Настоящий футбол совершается в этой громокипящей чаше, где дышат почва (поле) и судьба (дух футбола, болельщиков, неба над ними). В натуре! Болельщик должен сидеть на стадионе, а футболисты совершать чудеса с мячом — перед ним.
Вот уже десяток лет у нас нет настоящего футбола во внутреннем чемпионате. Чемпионат страны, как всем известно, — основа всего футбола. Совершилось одно из ужасных явлений общественной жизни. Наши люди — от мала до велика — почти перестали ходить на стадион. А ведь футбол есть модель жизни. Сегодня эта модель отражает всю скуку и безразличие к нашим будням и возможным праздникам. Народ не ходит. Почему?!
Почему сегодня у футбольного народа не начинает сердце колотиться и энергии прибавляться еще за неделю до рывка на стадион?! Туда, где наши играют! Почему даже «Динамо» со всеми его титулами не заполняет даже своего уютного стадиона? Нынешние пацаны и юноши, о чем вы будете рассказывать своим детям и внукам, воочию не видя чудес футбола и футболистов? Я вас спрашиваю! Вы придете на стадион, только если «Бавария» или «Барселона» — или вообще не явитесь. Вам только титулы нужны. Триумфы. Большие кубки. А преданность, а любовь навечно к своей команде?! А как же приходили многие на послевоенные матчи, когда решалось: вылетит ли «Динамо» в низшую лигу (или класс «Б», не помню) или не вылетит — с нашей, в том числе, помощью.
А сейчас что? Болельщики превратились в «фанов», «фаны» — в хулиганов (орут, глупые частушки скандируют и... почти на поле не смотрят).
Понятно, жизнь и ее футбольная модель изменились не к лучшему. Самим футболистам (уже профессионалам, разрешили) — все равно зарплату месяцами не платят, задерживают. Как и болельщикам. А как играть, бегать и ходить с таким настроением и питанием?
В Европу рвемся. Но что-то у нас не так, как в совсем другой Германии, например. Там футбола хватает и на переполненные трибуны, клокочущие и ревущие, и на диваны перед телевизорами. В дни важных матчей происходят грандиозные футбольные телешоу. Здесь — студийная доматчевая, матчевая и послематчевая части. Огромная студия заполняется приглашенными болельщиками, знаменитостями, экспертами, журналистами, невестами, женами и детьми футболистов. По ходу матча в студию подаются картинки с интервью из других стран, высказываются иностранные игроки и тренеры.
Матч начинается — и репортаж о нем ведут десятки камер и несколько комментаторов со стадиона. Но не этим я был потрясен, а маленьким эпизодом — интервью у кромки поля. Во втором тайме напряженного матча уходил с поля игрок. Его поджидал интервьюер. Игрок остановился (состояние, настроение) и спокойно ответил на вопросы. И запасные, и кто-то даже со скамейки отвечал на вопросы репортера у поля, потом — после матча, потом — на пресс-конференции главный тренер отвечал.
Даем длинный пас и оказываемся на нашей стороне, где у кромки поля после игры тоже происходит блиц-интервью. Редкостное. Ибо Он, заслуженно великий, их почти не дает. И не любит. Когда же это случается, то первой его фразой частенько звучит: «Существует недопонимание»... Ясно, с чьей стороны. Журналист, с дрожью в коленках и голосе, смеет спросить — не кажется ли Ему, что «Динамо» во втором тайме играло немножко хуже, чем в первом. Ответил Он, всенародно и заслуженно (и даже всемирно) почитаемый и любимый, — мудро, лапидарно и с чрезвычайной неприступностью во всем своем облике (ТВ — все видит) — категорически отрицательно. Нет, мы играли и во втором тайме так же хорошо, как и в первом. И Он не согласен. Ибо «на поле играют две команды»... и в каждом редкостном звуке Его голоса звучала только горделивая истина. Но даже малейшая толика чувства юмора в этот день на стадионе и в эфире отсутствовала.
Но все равно, пусть почаще говорит и побеждает сильнейший!
Однако что же происходит на широком фронте репортажа и футбольных передач? Известно, что до недавнего времени ни одного хорошего футбольного комментатора наша земля не рождала. И вот свершилось! Внимание! Впервые за всю историю украинского футбола у нас появился тележурналист, которого интересно и видеть, и слышать. Уникальное явление как для УТ-1, так и для «Футбола от УТН»! Это он, симпатичный господин Гливинский.
Боюсь сглазить, но футбол понимает, языком владеет, темпераментный, оптимистичный и, повторяю, его интересно слушать. Но неужели рядом с Александром Гливинским нет друзей, режиссеров, редакторов, которые могут ему мягко указать на отдельные недостатки? Нельзя же гнать репортаж без пауз и акцентов, но с ворохом чрезмерной для восприятия информации, статистики, необязательных экскурсов, теряя при этом нить игры, ее интригу.
Чуть помедленнее, Александр! Лучше меньше и, может быть, в паре со спокойным А.Семененко, но четче и по темпу интереснее. (Только не с тем парнем, что у кромки что-то невнятное в микрофон кричит, ничего не видя даже в упор).
...Итак, отвечаю на поставленный в заголовке вопрос. Почему у нас нет настоящего футбола? И когда он будет?.. Предсказываю! (по формуле — жизнь есть футбол, и — наоборот). Настоящая жизнь начнется тогда и в том году-сезоне, когда народ вновь повалит на стадионы. А настоящий футбол расцветет в ту весну, когда народ заживет нормальной жизнью.
Но мяч круглый, поле зеленое, небо бывает голубым. И вдруг все это произойдет завтра, 18 марта, когда начнется второй круг чемпионата Украины?! Посмотрим.
Выпуск газеты №:
№47, (2000)Section
Медиа