ПОЧТИ праздничная неделя
ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН
Первыми запах новой украинской сенсации учуяли ушлые НТВ- шники. Комментарий укутанного московским туманом В. Кондратьева и пара репортажей вдогонку по теме — невиданный на этом канале объем информации о смене премьера и видах на прием в Праге. Скептические интонации не портили ожидания хороших новостей. И под вечер информационное пространство разразилось еще одной ожидаемой вестью — поездка на саммит НАТО состоится.
Эту канву обозначил ТСН-Эпицентр . Из-за событийного изобилия он обошелся практически без сюжетов, только с насыщенным цитатами и ссылками комментарием Вячеслава Пиховшека. Да и как не процитировать американского посла, интонации которого в начале и в конце недели сильно отличаются.
Освещение СМИ темы НАТО позволило обратить внимание на окрепшее общественное мнение. Во всяком случае, ведущие теленовости сообщили, что на принятие судьбоносного решения повлиял результат опроса СОЦИС. Костяшки политических счетов учитывали и 25% старого коммунистического электората, который себе дороже агитировать, и 28% «прозападников», которые будут поддерживать линию на сотрудничество с Северо-Атлантическим альянсом при любых обстоятельствах. После этого звучала фраза о необходимости адресной компании в СМИ в поддержку НАТО. До «скучной Дании» (как назвал Украину в перспективе известный правозащитник Семен Глузман на круглом столе «Дня») нам еще далеко, но кое-что стало меняться и в нашем королевстве.
С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!
В одну профессиональную группу для удобства отмечания профессионального праздника объединили работников телевидения, радио и связи. Привязали творческих работников к их средствам производства. А ведь есть еще и просто общий с газетчиками День журналиста. Но мы не обижаемся и дисциплинированно поздравляем коллег с прошедшим. Получилось ли чествование? Ведь даже поздравители норовили пнуть журналиста в больное место. Это мне напомнило недавнюю вечеринку с призами, которая затевалась предпринимателями именно для укрепления дружбы с журналистской братией, где нет-нет, да и звучали фразы о второй древнейшей профессии. По крайней мере нестандартные шуточки звучали в «Городке» («Интер») . Стоянов и Олейников изображали репортеров, охотно занимающихся восхвалением собственной смелости.
В официальных поздравлениях руководители страны призывали журналистов к объективности, просили не привлекать к обсуждению проблем Украины другие страны и т.д. Я не оправдываю своих коллег. Разумеется, виновники торжества не идеальны. Но никто же не уговаривает, к примеру, работников торговли в их профессиональный праздник не обвешивать.
Впрочем, гораздо круче обходится с журналистами Путин. В случае чего обещает «обрезать так, чтобы больше не выросло». Наш Президент пикируется с журналистами в гораздо более мягких выражениях. А судя по высказываниям В. Литвина, борьба с цензурой стала одним общим делом.
Свое направление борьбы за журналистскую независимость нашло ICTV . «Больше рекламы — больше независимости!», — убеждает бывший член Нацсовета по телевидению и радиовещанию Н. Баграев в сюжете В. Сороки, показанном в «Фактах» праздничной для телевизионщиков субботы. А может, лучше было сформулировать так: «В борьбе за независимость не пожалеем и телезрителя!»
Можно предположить, что конкурс на лучшего футбольного ведущего на СТБ тоже продолжил праздничные мероприятия. Видимо, канал пытался превратить лимон в лимонад — из кадрового отбора сделать шоу. На лавочках сидели робко-самонадеянные молодые люди, с трудом отвечающие на несложные вопросы, например, о «Ювентусе» — старой сеньоре. Плохо давалась раскованность ведущей, знакомой по «Вікнам. Кримінал». Двое счастливцев вышли в финал, и эта «самодеятельность» прервалась на полуслове рекламой. Что передача закончилась, удалось понять, когда после рекламы пошла другая программа. Видимо, на СТБ кадровый голод и по выпускающим режиссерам.
Почти совпал с профессиональным праздником день рождения информационно-аналитической службы телеканала «Интер». «Подробностям» пять лет. У них свои корпункты в Москве, Вашингтоне и самый высокий рейтинг среди новостей. В связи с поздравлением от критики придется отказаться, тем более, что позитива хватает. Эта команда предпочитает играть почти без «звезд», но зато стабильно и с широкой панорамой охвата. «Интеру» хватает одного «возмутителя спокойствия» — Андрея Цаплиенко. На его «совести» — «Украинский герой», взобравшийся на Аконкагуа, «N-километр» и последний проект — многосерийная сага о войне и терроризме «На линии огня». Крепко жмем социал-демократическую руку коллег и ждем новых проектов (например, учитывая уровень зарубежных репортажей «Подробностей», международную панораму).
СТРЕЛЯЛИ...
Не меньшим событием для нашей в большинстве своем аполитичной публики, без сомнения, стал российский (а то какой же еще) сериал «Бригада» («1+1») . Информацию о нем читатели «Дня» обнаруживали на нашей 17-й полосе. Анонсы и отзывы прессы вызывали неоднозначный интерес — «отлично изготовленная», «блестяще сыгранная» (об игре Сергея Безрукова), «славянский «Крестный отец»... Возможно, это действительно неплохо изложенная история поколения на примере боевых ребят. Но, как ни старалась, ничего, кроме поэтизирования бандитизма, я не увидела.
Альтернативу предложил «Интер». Режиссер фильма «Ледовый период» А. Буравский утверждал, что снимал «человеческую историю», и это ему удалось. Интересно, что премьера фильма состоялась на московском Курском вокзале и встретила понимание масс. Это народное кино, с несколько «лубочным» главным героем — хорошим следователем (его играет А. Абдулов). Однако сценарий не провисает, песни «ДДТ» оказались на своем месте, монтаж божественный. И есть гуманистический подтекст — честный человек может противостоять бандитской нечисти. Актер, сыгравший главного бандюгу, признается, что пытался сыграть пострашнее, чтобы деткам неповадно было идти по криминальной дороге.
Конечно, фильмы со стрельбой неизменно популярны. Но мастерам культуры не мешало бы продумать результаты своих действий хотя бы на шаг вперед. В мире и так вечный дефицит доброты, справедливости и профессионализма.
Выпуск газеты №:
№215, (2002)Section
Медиа