Посиделки и провокации
На прошлой неделе телевизионщики страны отметили свой профессиональный праздник. Большинство телеканалов сдержанно напомнило об этом, а УТ-1 разъяснил телезрителям, кто есть кто, показав телепосиделки «Телевидение — это мы». Наверное, таков был замысел режиссера — напомнить действом об ушедших в прошлое, но некогда любимых «Голубых огоньках», но стилизация получилась слишком уж достоверной... Впрочем, было бы хорошо, если бы сказанное ветеранами украинского телевидения было услышано их последователями. Особенно о культуре речи и умении говорить.
В воскресенье сменивший дизайн СТБ в рамках знакомства с малыми городами Украины (программа «Не-провинция») показал Жолкву — историческое местечко во Львовской области, овеянное легендами и былой славой, с замком, помнящим польских королей и украинских гетьманов. Теперь в нем живет 36 семей, по 9 человек в однокомнатной квартире без удобств. Польские туристы массово приезжают в старинный костел поклониться могилам своих отцов; украинским, немногочисленным пока, туристам здесь рассказывают о том, что именно в Жолкве был первый в Украине монетный двор и еще много чего, забытого нами самостоятельно и при помощи тех, кому это забытье было выгодно. В советские времена, например, городок этот назывался Нестеров — в честь автора знаменитой воздушной «петли Нестерова», погибшего на его окраинах в период Первой мировой войны. Кстати, этот факт авторы проекта почему-то не использовали.
В остальном неделя была «напрягающей». В новостях главной героиней была парламентская трибуна, которую, как символ единовластия, все время чуть не брали штурмом. В «Документе» («1+1») обсуждали жизнь украинских заключенных, их естественное стремление к свободе и приобретенный страх внешнего мира, вызванный, в первую очередь, тем, что в условиях ограниченной свободы человек отвыкает принимать решения. В «Девичьих слезах» — клоне «Окон» и тоже детище Комиссарова — стреляли. Прямо в студии. А потом стрелявший участник программы долго убегал по коридорам, его вели предусмотрительно оказавшиеся там камеры, а потом была погоня на улице — нарушителя догнали, прямо на наших глазах. В общем, как пострадал при исполнении служебных обязанностей Нагиев, мы уже видели, как потом в больнице медсестра вводила иглу в «рейтинговый» зад — тоже. Почему бы теперь не пострелять? Наверное, это модно, и слезливых девушек привлекает, а чего не сделаешь для привлечения телезрительского внимания.
Но если в этом случае речь шла о продукте экспортном (что ж, если на ICTV считают, что украинскому телепотребителю должно нравиться такое...), то «1+1» удивил очередным выпуском отечественного проекта. «Двойным доказательством» популярный украинский телеканал популярно объяснил тем, кто его смотрит, «почему не любят цыган». Даже если не принимать во внимание безапелляционность прозвучавших обобщений и общий тон не дискуссии, а процесса, скорее напоминающего вынесение приговора, сложно в принципе представить выход подобной программы где-нибудь в Европе, в которую декларативно мы так стремимся. Так, например, телезрители, представляющие «нетитульную» нацию, могли узнать, что в нашей стране существует «условная «табель о рангах» нацменьшинств». Что данные о том, кто с кем (по национальному признаку) готов дружить, а с кем не хотел бы жить рядом, используются не для деликатного «разруливания» возможных этнических конфликтов, а для публичного обвинения. Интересно, что думают в той же Европе о толпах безработных украинских нелегалов, хотят ли жить рядом с ними в случае получения ими вида на жительство? А как «из Европы» воспринималось бы заявление о том, что «европейцы веками пытались бороться с цыганской преступностью, но им это не удалось. Не удалось это ни инквизиции, ни Гитлеру, ни Сталину»?
Впрочем, дело не только в словах. В последнее время к этническому вопросу в нашей стране стали относиться менее бережно, что фиксируется уже не на уровне ощущений, а бросается в глаза. Отождествление крымских татар исключительно с одной из политических сил, навязываемое противостояние «Донецк—Львов», в определении которого не раз звучало противопоставление «русские — украинцы», — вряд ли все это отражение намерения проверить общественную «тормозную систему» или еще раз испытать «ментальную терпимость». Межнациональная среда в Украине — одна из самых благоприятных, но мы опять не храним того, что имеем.
Не впадая в рассуждения о пользе общественных провокаций, хочется заметить, что провокация провокации рознь. В конце концов, прививка — тоже провокация, но не всякая провокация — «вакцина», не говоря уже о том, что и вакцинация порой организму не во благо. Особенно ослабленному и несформировавшемуся.
Выпуск газеты №:
№211, (2003)Section
Медиа