«Призываю — все в Донецк!»
Главный редактор сайта «Новости Донбасса» Алексей МАЦУКА — о том, как работать медиа в условиях войны, реакции гражданского общества на агрессию России и необходимости интеллектуального «десанта» на востоке— В Донецке люди активно звонят нам в редакцию и спрашивают: «А где же центральная власть и почему она не защищает граждан Украины на украинской территории?». На этот вопрос у нас, у донецких журналистов, ответа нет, — отмечает в разговоре Алексей МАЦУКА. — Надеюсь, что у власти есть определенная стратегия действий, имеющая расчет именно на подобную тактику, что сейчас происходит в Донецкой области. Ведь если раньше власть была настроена на то, чтобы услышать людей, которые приходят к административным зданиям, даже впустить их на экскурсии, — то сегодня это не срабатывает. Необходимо немедленно давать ответ на вооруженные действия, происходящие в области и вообще на Востоке. В целом, думаю, что сегодня необходимо работать сразу по нескольким направлениям. Первое — гуманитарное. Необходимо разработать оперативную стратегию для общения с местным населением, успокаивать людей, создать специальные гуманитарные миссии для Донецкой области. Второе направление — Вооруженные силы, которые давно должны были взять под контроль все основные магистрали региона и основные объекты, нуждающиеся в защите. И третье — это международное. Я знаю, что в Киеве в конце апреля состоится серьезное российско-украинское культурологическое мероприятие — как инструмент взаимопонимания. Но я не понимаю, почему оно будет проходить в Киеве, а не в Донецке? Куда нужно, чтобы прежде всего поехала интеллигенция из России и Украины — к людям, у которых сформировано мнение относительно ситуации в стране, или к тем, у которых не совсем?
Сегодня интеллигенция должна работать именно в Донецке. Призываю — все в Донецк! Ведь сейчас особенно остро чувствуется, что в этом регионе некоторый информационный и духовный вакуум. У людей, которые выходят под горсовет с единственным требованием: «Увидеть Путина» — еще и вакуум моральных императивов.
ЗА СЮЖЕТОМ... / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Во всем цивилизованном мире давно понятно, кто такой Путин и почему он — не панацея. Давно понятно, что авторитарная модель управления страной — это даже не рецепт. Это, скорее, антирецепт. А наши люди уверены, что за счет знахарок или гадалок (а именно в этом образе им мерещится Путин) можно сделать себе улучшение. Вместо того, чтобы начать защищаться, стать на определенные ценностные ориентиры, которые предлагает сегодня современный мир, — это и свобода слова, и свободный рынок, и свободное передвижение, и свобода вероисповедания и пр. — люди ждут, чтобы ими руководили. Нужно показать людям, что как раз с другой стороной — восточной — приходят совсем другие ценности.
— Могут ли сегодня СМИ, в частности донецкие, быть коммуникативным «мостиком» между своей аудиторией и киевской властью?
— В действительности сегодня ситуация несколько изменилась. Если мы говорили раньше о том, что гражданское общество, СМИ как его важный сегмент, определенные политические движения в условиях мира и демократии действительно являются основным лифтом для объединения интересов общества и власти, то сегодня, в условиях фактически военных действий, гражданское общество менее эффективно. В частности потому, что СМИ должны работать по стандартам журналистики.
— Как сейчас работают донецкие каналы, в частности «Юнион», который связывают с Александром Януковичем?
— Большинство донецких каналов заняли достаточно солидарную позицию с проукраинским смыслом — что нужна унитарная страна. А «Юнион», кстати, одним из первых после побега Януковича вывесил флажок Украины на экране. У них теперь относительно сбалансированные новости.
Сегодня СМИ находятся вне сферы мирного существования в условиях демократии. Соответственно, правила работы должны быть другими. Нельзя говорить о соблюдении всех журналистских стандартов в условиях войны. Мы не можем это обеспечить. Понятно, что только стримов из мест событий сегодня мало. Нужна аналитика. Но наша журналистика впервые столкнулась с необходимостью существовать в военных условиях. Поэтому, по сути, журналисты стали военными корреспондентами. Следовательно, очень важно обеспечить безопасность журналистов на Востоке. Мы помним, как поступили с крымскими журналистками. Сценарий прост: «зеленые человечки» заходят в редакции, вывозят журналистов, штурмуют и захватывают телевышки... Чтобы это не повторилось, мы обращались к ОБСЕ с просьбой предоставить оперативные рекомендации по поводу того, как работать в военных условиях, сложившихся в Донецкой области. Мы не видели, что на самом деле происходило в Крыму во время оккупации, но сегодня видим и фиксируем то, что происходит в родном городе, уже на материковой части Украины.
— Кто в Донецке подогревает настроения?
— Партия регионов декларирует позицию единства Украины и мира. Но в то же время они открыто общаются с общественными организациями, публично провозглашающими свои сепаратистские позиции. Функцию «пятой колонны» в области выполняет Компартия. Депутаты фракции КПУ в облсовете в течение месяца блокировали военные базы. Также возобновила «дыхание» партия, возглавляемая Витренко. Ее долго не было в политическом поле зрения — а тут появилась. Интересно, что эти политсилы, несмотря на свои декларации, не защищают людей, работающих на предприятиях, а принимают участие во внешнеполитических делах. Вообще публичная активность этих партий заметна лишь тогда, когда есть политическая воля Кремля.
Я думаю, что основная поддержка идет из-за границы, точнее — от Януковича. К слову, СБУ на протяжении деятельности правительства Януковича-Азарова следила за всеми организациями Донецкой области, которые мониторили прозрачность избирательного процесса, прозрачность и соблюдение стандартов журналистики, которые общались с иностранными миссиями западных стран. Мы знаем об этом точно. В то же время за такими организациями, как «Донецкая республика», никто не следил. Это подтверждается данными Дмитрия Тимчука о том, что приоритетность в разведке была отдана именно западным странам, а уже в последнюю очередь они занимались тем, что следили за действиями российских спецслужб здесь.
— Как гражданское общество может хотя бы частично стабилизировать ситуацию?
— В военных условиях целесообразна, прежде всего, работа военных, антитеррористических операций и отрядов украинской самообороны. Что касается гражданского общества. Думаю, что необходимо выслать на Донетчину гуманитарный «десант» в составе художников, дизайнеров, журналистов, членов авторитетных международных организаций и успешных донетчан, выехавших за границу, — для ликвидации гуманитарного кризиса. Этот «десант» на месте покажет, что Донбасс может быть другим. Не только с российским флагом, как показывают российские СМИ, а с украинским, с разными мнениями, с толерантным отношением друг к другу. Ведь, согласитесь, Донбасс в массовом сознании часто воспринимался как регион, где трудно работать журналистам, где трудно иметь любое альтернативное мнение, где нет возможности построить полноценные институции гражданского общества. Можем ли мы сейчас повлиять на ситуацию, чтобы построить эти институции? Думаю, что да. И прежде всего, на встречи с таким «десантом» нужно вытягивать апатичных людей. Целевая аудитория — это малый и средний бизнес, студенты и молодежь.
С людьми нужно больше работать, ведь мы реально встречаемся с тем, что многие люди хотят «сильной руки», чтобы все решалось за них. Все это свидетельствует о том, что люди часто не имеют силы и уверенности в себе. Сейчас Россия дает иллюзию такой уверенности. За 20 лет, разумеется, трудно изменить парадигмы. И многие люди выросли, особенно на Донбассе, в необходимости «сильной руки». Этот мессидж передавался из поколения в поколение, и никто не предложил альтернативу. Где в донецких СМИ хоть одна статья, например, с названием «Либерализм и империя», которая вышла на днях в «Дне»? Наша донецкая пресса пишет о достижениях местной власти. А вот газету «День» или другие издания для думающих людей у нас приобрести крайне сложно. И это тоже показатель. Газеты, являющиеся рупором интеллектуальной элиты Украины, где эта элита публикуется, дискутирует, — малодоступны в Донецкой области. Зато доступны «Отдохни», «Зоопарк» и тому подобное.
Думаю, что теперь в дискурсе любого политического процесса в Украине будут присутствовать такие термины, как «сепаратизм», «Крым» и «Донбасс» — с отдельной коннотацией. И строить всю свою деятельность необходимо именно через эти «фильтры». Это значит, что еще много лет после того, как нынешний кризис закончится, необходимо будет формировать повестку дня, исходя из этих смыслов.
— Крайне важно, чтобы запланированные на 25 мая выборы таки состоялись. Нагнетание ситуации на Востоке может этому помешать?
— Выборы могут состояться в любых условиях, даже худших, чем сейчас. Все технологии для этого есть. Но вопрос в том, есть ли на самом деле политическая воля? Ведь некоторые кандидаты на самом деле просто не заинтересованы в проведении выборов. Думаю, что будет воля — выборы можно провести и в Крыму, и в Донбассе. Я до последнего надеюсь, что эта воля будет, и мы вскоре будем иметь легитимного президента.
Выпуск газеты №:
№71, (2014)Section
Медиа