Прокуратура Крыма: за «злокачественную рекламу» придется ответить
Эксперты и народные депутаты убеждены: государство должно реагировать на проявления ксенофобии
Распространенное на днях пользователем сети Facebook Grigory Semenchuk фото симферопольского рекламного агентства вызвало широкий резонанс в обществе. Посетители, зашедшие на сайт www.vnimanie.net.ua (в данный момент это фото на сайте уже отсутствует) могли увидеть и скачать фотоснимок, на котором был запечатлен процесс изготовления плакатов с оскорбительным для украинцев содержанием.
Директор Симферопольского предприятия Рекламное агентство «Внимание», который назвался только Александр и не стал называть фамилию, сообщил корреспонденту «Дня», что этот снимок стоял на сайте агентства уже несколько месяцев, пока его не заметили завсегдатаи «Фейсбука», и тогда он «порвал Интернет» массовым вниманием и протестами. Руководитель агентства отрицал, что скандальный снимок является специфическим рекламным трюком, психологическим приемом для привлечения внимания заказчиков и повышения популярности агентства среди потребителей полиграфических услуг.
Директор сообщил «Дню», что региональные рекламные агентства этого предприятия не имеют полиграфических предприятий, а все работы по их заказам выполняются типографией в Киеве. Так и данный снимок сделан в цехе полиграфического предприятия «Турбопринт», расположенного в столице, тираж этого плаката давно «заказали наши киевские депутаты». По его сведениям, тираж был отпечатан и выдан заказчику предположительно в ходе осенних парламентских выборов. Конкретных фамилий и фирм-заказчиков он не знает. В то же время, по словам Александра, на свисающем плакате видна только часть слогана, горизонтальной рейкой машины на нем закрыта средняя строка, содержание которой, по его словам, «перечеркивает» значение фраз «убей в себе украинца» и «хватит мычать на мове», однако сообщить точное содержание этой средней строки он отказался — сказал, что предприятие готовит специальное сообщение, в котором и раскроет полный текст плаката и объяснит происхождение скандального снимка. Однако, по мнению крымских экспертов, это утверждение является неубедительным. Скорее всего, эти слоганы представляют собой отдельные баннеры, которые для удобства печати были расположены на одной печатной форме и в дальнейшем были разрезаны на отдельные части. А средний, закрытый слоган, может являться таким же самостоятельным и не толерантным выражением, ни в коей мере не связанным с верхним и нижним.
«День» позвонил в «Турбопринт». Связаться с руководителями предприятия не удалось. Как рассказал нам менеджер фирмы Марат, они «выясняли, кто печатался, но это было очень давно, месяцев восемь назад. У нас уже не осталось ни макета, ни контактов. Отпечатали, никто об этом и не вспоминал восемь месяцев. За это время у нас немного поменялось управление и люди, которые занимаются наполнением сайта. Лично я его у нас на сайте вообще не замечал». Относительно оценки самого содержания заказа менеджер говорит: «Это же не мы разрабатывали макет. Это очень тонкий вопрос. Лично я, естественно, против такого. Зачем это вообще размещалось, я тоже не понимаю. Естественно, это не норма. После такого «черного пиара» серьезная фильтрация заказов будет проходить однозначно. Мы хотим работать на всю Украину, а сейчас у нас круг заказчиков сужается».
Однако спустя два дня директор Симферопольского агентства «Внимание» Александр признался «Дню», что «популярность агентства все же возросла, нам звонят и звонят, полагаю, будут и новые заказы». И добавил: «Конечно, нехорошо вышло, некрасиво, и в целом мы относимся к этому негативно». Он рассказал, что «усиленному вниманию» к агентству они теперь не всегда рады. Так, его лично приглашали на беседу в Крымский главк МВД и отдельно в Управление по борьбе с экономическими преступлениями, там назначили доследственную проверку, и беседа была для него довольно неприятной. По сведениям Александра, который либо действительно не знает, либо темнит, в один из судов Киева некая национально-культурная общественная организация столицы подала иск против агентства — ему якобы сообщили это из суда. Тем не менее, он утверждает: «Суд мы однозначно выиграем, ведь мы не отвечаем за текстовое содержание той продукции, которую нам заказывают». На вопрос, а если придется отвечать за факт умышленной публикации снимка на сайте агентства, Александр не смог ответить. «Ну, там уже юристы будут смотреть», — сказал он...
Руководитель пресс-службы Крымской республиканской прокуратуры Наталья Бояркина сообщила «Дню», что об этом факте там знают, руководство поручило отделу по вопросам межнациональных отношений организовать проверку по данному факту. Причем Наталья Бояркина подчеркнула, что надзорное ведомство усматривает в этом деле, как минимум, две линии, по которым будет вестись проверка. Во-первых, это линия заказчика — для какой цели он заказал эту продукцию и как она в реальности была использована? Во-вторых, это деятельность и позиция самого агентства «Внимание» — какой была цель массовой публикации данного снимка с оскорбительными надписями, какой эффект она имела, и к каким последствиям привела? «День» намерен следить за ситуацией, и об итогах этой прокурорской проверки мы сообщим читателям.
Депутат Верховного совета Крыма Леонид Пилунский в комментарии «Дню» сказал, что «такое явление вызывает крайнее возмущение. Например, если бы я где-то в Москве написал, что «хватит мычать на русском языке», то спустя полчаса оказался бы на Лубянке, а здесь — никакой реакции! Есть у нас Украинское государство, и способно ли оно защитить честь и достоинство своих граждан?»
«День» связался с народным депутатом Украины от Крыма Борисом Дейчем, недавнее выступление которого с трибуны парламента о роли языков в жизни общества вызвало всеобщее одобрение, и спросил: как можно оценить заказ и изготовление в государстве подобной продукции, направленной против титульной нации государства? «Это возмутительно! Вместо того чтобы искать консенсус и средства для примирения и объединения всего общества, у нас есть силы, которые работают на разжигание конфликта, на противостояние наций. Правоохранительные органы должны сделать все, чтобы разобраться в этом вопросе и наказать виновных».
Депутат Верховного совета Крыма Рефат Чубаров заметил «Дню», что как изготовление такой продукции, так и публикация снимка — а это был не один кадр, снимок был распространен, подчеркнем это, в нескольких ракурсах, значит, съемки производились специально, с целью лучше показать именно тексты этого скандального плаката! — «без сомнения, является разжиганием межнациональной розни, и сегодня, когда Украина с таким трудом ищет пути к единству, распространение такого материала является антигосударственным, антиукраинским актом. Это преднамеренный подрыв позиции и политики украинского Президента, который заявляет, что добивается объединения страны. Нужно иметь в виду, что рекламисты — это не дети несмышленые, а, как правило, люди, имеющие специальное образование в области общественной психологии и информационных технологий. Мы же понимаем, что в своей работе они всегда просчитывают последствия и эффективность своих рекламных кампаний. Поэтому нельзя поверить в то, что «этот снимок появился на сайте агентства случайно». Конечно, те, кто это делал, осознавали и цели, и последствия, как и то, что сам заказ не был случайным. И то, и другое — это преднамеренные, антигосударственные акты, и правоохранительные органы должны это учитывать при проверках. А уже о том, какие выводы они сделают — будет видна и позиция самих правоохранительных органов...»
В комментарии в сети Facebook журналист Александр Прилипко отметил: «По-моему, в Украине есть ассоциация рекламистов, которая могла бы выдвинуть инициативу не размещать продукцию этой компании на носителях наружной рекламы. По-моему, в Украине есть честная адвокатура, которая могла бы поддержать иск людей против оскорбления их личного достоинства. По-моему, в украинских СМИ есть журналисты, способные определить поименно заказчиков и исполнителей этой гадости. По-моему, в Украине нет власти, которая могла бы не допускать такое жлобство. Иначе возмутимся, но съедим».
«День» также направил соответствующий запрос в Службу безопасности Украины, о реакции на который мы сообщим нашим читателям.
КОММЕНТАРИЙ
Игорь РОЗКЛАДАЙ, медиа-юрист Института Медиа Права:
— Эта ситуация довольно специфическая. Фактически ответственность за содержание рекламы несет тот, кто ее заказал. Другие стороны имеют ограниченную ответственность — тот, кто изготовляет макет (дизайнер), отвечает, по большей части, за соблюдение авторских прав. За печать и размещение рекламы на носителях теоретически также можно было бы привлечь к ответственности, но в каждом конкретном случае это останется на усмотрение суда. Относительно самого утверждения — нужно смотреть комплексно. Хотя такое суждение обижает украинцев и является крайне неприятным для них, я сомневаюсь, что кто-то возбудит дело согласно ст. 161 УКУ («Преднамеренные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства»... — предусматривается наказание в виде штрафа от двухсот до пятисот необлагаемых минимальных доходов граждан или ограничение свободы сроком до пяти лет. — Ред.). Для этого нужны фактические последствия. Скажем, появились эти баннеры, а после этого неподалеку были зафиксированы конфликты на языково-этнической почве. То есть, необходимо будет доказать причинно-следственную связь. В украинских реалиях, к сожалению, привлечь кого-то к ответственности в этом случае практически нереально.
Думаю, что появление таких открыток — типичная провокация. Цель — всколыхнуть общество и отвлечь от неотложных проблем в государстве.
— То есть украиноязычный украинец, увидев этот баннер, не сможет доказать в суде, что изображение унизило его национальное достоинство?
— В наших реалиях это бесперспективный суд. Если бы на открытке или баннере было бы обращение конкретно к вам или коллективу, где вы работаете, с требованием «убить в себе украинца» — вы бы могли защищаться в суде, потому что есть более локализованная, четко идентифицированная группа. Обращение в таком формате, в котором оно было обнародовано, думаю, будет трактоваться как абстрактное. Словом, в этом случае я не вижу перспективы защиты своего национально достоинства в Украине. Это безобразие лишний раз подтвердило: в украинском законодательстве и в стране в целом не все в порядке.
Выпуск газеты №:
№62, (2013)Section
Медиа