Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Прощай, столетие!

31 декабря, 00:00

Вчера Новый канал завершил проект «Прощай, столетие!» , который мог бы претендовать на победу в конкурсе «прощальных» телепроектов, если бы такой, учитывая миллениоманию последнего времени, проводился.

Проект состоял из ста роликов, созданных по рекламному правилу «не коротко, а кратко», и конкурса: в конце ролика зрителям задавался исторический вопрос, ответ на который давал возможность выиграть приз.

Пиночет и провозглашение государства Пакистан, Патрис Лумумба и история Берлинской стены, учреждение Грин Пис и кризис Суэцкого канала, становление независимости в Никарагуа и провозглашение независимости Египта, американско-вьетнамская война и коронация английской королевы Елизаветы II, освоение космоса и первый полет аэроплана над Киевом и тому подобное. Но, названия этим роликам можно давать только условные, поскольку, например, сюжет о Морихее Уешибу, основателе особого боевого искусства айкидо, это и биография, и изложение особого взгляда Учителя айкидо на жизнь как гармонию физической силы и общечеловеческой морали, и рассказ об одном из философских течений Востока.

По словам автора проекта Александра Омельчука, ему хотелось не просто продублировать учебники истории, а вложить в мобильную телевизионную форму жизненный опыт прожитых людьми ста лет:

— Каждый факт, каждое событие, все, что люди переживали на этой планете — это была история какого-то человека. Мы хотели показать, что как раз человек и является фактором влияния на то, что происходит вокруг. Но не всегда это позитивный фактор. Нет года в этом столетии, чтобы человек не воевал. И то, как мы будем жить дальше, зависит от того, сделаем ли мы выводы из прожитого. Я все-таки надеюсь, что век диктаторов проходит, и нас ожидает век мудрецов.

Проект «Прощай, столетие!» эмоционально насытил межпрограммное пространство Нового канала. Не факт, а явление, не хронология, а процесс — это стало его главной идеей, что, очевидно, и попало в унисон настроениям зрителей: по ментальности мы, украинцы, больше склонны осмысливать суть, чем арифметически подсчитывать прожитое. А поскольку многие из нас, как правило, не были участниками, а разве что очень и очень опосредствованными свидетелями подавляющего большинства событий столетия, то действительно уникальные кадры хроники стали и открытием, и удивлением — ТАК это было, ТАКИМИ были личности, изменявшие век. Мы открывали для себя столетие в авторском прочтении Нового канала, и, в первую очередь, молодого журналиста Александра Омельчука.

Очевидно, и для канала этот проект во многом стал важным. Найденная форма привлечения зрителя в телевизионный процесс не только благородная, но и уже сейчас альтернативная тому, что на нашем телевидении именуют словом «интерактив» и что на самом деле является лишь навязчивым и примитивным способом относительно честно заработать деньги зрителей (примитивным хотя бы потому, что по невероятным телефонным тарифам предлагается ответить на вопрос, уровень интеллектуальности которого подтверждает: его автор не читает книг ни в хорошую, ни в плохую погоду).

На мой взгляд, проект «Прощай, столетие!» может быть иллюстрацией некоторых тенденций не только на Новом канале, но и на украинском телевидении. Для чего мы прощаемся с веком, как не для того, чтобы осмыслить, каким путем идти дальше? И если уж возникает у нас искушение глобальных итогов и выбора принципов на будущее, то в проекте, о котором идет речь, удачно соединилось несколько из них, ориентироваться на которые может и то новое украинское телевидение, возникновение которого мы, возможно, дождемся в следующем веке, и это будет телевидение тонкое, профессиональное, сбалансированное в своей зрелищности и просветительстве. Конечно, конфликт между ТВ как бизнесом и ТВ как творчеством является более сложным и глубоким, чем кажется. Навязывать ТВ какую-то одну роль: либо пропагандистскую (искушение предвыборных периодов), либо развлекательную (жвачка для глаз), либо исключительно просветительскую, понятно, невозможно и неумно. Но требовать от телевидения будущего справедливых, так сказать, пропорций — нужно, поскольку опыт показывает, что умный, добрый, эмоциональный телепродукт может быть и недорогим в производстве, и рейтинговым, и просветительским одновременно. Эти понятия не исключают друг друга, как это иногда пытаются доказать телевизионные руководители, оправдывая ливень вульгарности, который попал на каналы, за которые они отвечают (а это в том числе и моральная ответственность), якобы тем, что ничего иное не приносит денег, прибыли, рейтинга.

От трех до четырех тысяч ответов в течение недели получал Новый канал на вопрос проекта «Прощай, столетие!» С полсотни телефонных номеров участников конкурса авторы проекта изучили едва ли не наизусть, настолько часто они встречались среди правильных ответов. Директор по маркетингу Нового канала Виктория Рубан считает, что проект удался, ибо состоялась обратная связь со зрителями, а достигалось это не только желанием зрителей получить приз, но и тем, что удалось задействовать как раздражитель желание людей найти правильный ответ, докопаться до истины. «Поначалу мы задумывали проект не как игровую акцию, только позже ввели элемент конкурса и это только усилило его», — считает она и не исключает, что со временем рекламодатели заинтересуются подобными конкурсами как нетрадиционным видом рекламы.

Новый канал можно поздравить с творческим успехом, весомость которого усиливается тем, что это нечастый пример работы на равных: канал и зритель, которого канал уважает как человека неленивого и умного.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать