Психотерапия должна идти в массы
Самое радостное событие теленедели — это, пожалуй, трансляция футбольного матча украинской и греческой сборных, который прошел в Киеве. Почти час болельщики и на трибунах, и у экранов были счастливы. Кстати, как видоизменился отечественный болельщик! Он непосредственен и раскован, с удовольствием идентифицирует себя патриотической символикой, болеет за своих горячо и эмоционально, но без агрессии по отношению к соперникам своей команды. Окончательный результат матча несколько стушевал ликование трибун, но возможность психологической разрядки фанаты футбола использовали вполне.
Две другие, не связанные с текущими выборами темы, обсуждались в вечернем эфире телеканала «1+1». В студии Анны Безулик решали, что делать с коррупцией, а в «Документе» Юрия Макарова размышляли, почему общество так нетерпимо к «психически иным», которые тоже являются его частью.
Действующими лицами «коррупционных деяний» являются люди совершенно здравомыслящие, хотя это и эгоистичное здравомыслие. Есть совершенно потрясающие на коррупционно опасных участках экземпляры — не проявляя никаких способностей в течение лет на всех занимаемых должностях, они гениально вычисляют малейшие возможности получить дополнительный доход и методично превращают такую возможность в систему. Но это уже в структурах управления. А основная причина такой махровой коррупции в стране, по мнению экспертов «Я так думаю», покоится на четырех китах. Первая и самая существенная составляющая — в недемократичности государства, в котором «власть сама себя продуцирует». В общем, «слишком далеки они от народа» и приближаться не спешат. Вторая причина, экономическая, заключается во взаимопроникновении экономики, государства и политики, когда одно лицо может быть одновременно чиновником, политиком и капиталистом, поскольку запрет вести предпринимательскую деятельность не исключает наличия в собственности заводов, газет, пароходов. Третий пункт в обвинительном списке — правовой. Правовая ответственность у нас в случае с коррупцией какая-то избирательная, нет уверенности в неотвратимости наказания, соответственно, не срабатывает и страх наказания. И последнее, чего нам не достает для эффективной борьбы с коррупцией, это гражданского общества, которое осуществляло бы реальный гражданский контроль и пресекало бы все коррупционные безобразия на корню, попутно воспитывая в обществе отвращение к этой разъедающей страну гадости. По утверждению участников программы, у нас уже построена «коррупционная модель рынка», в которой, судя по опросам, участвуют в разной мере так или иначе практически все. В итоге — «там, где есть коррупция, нет экономической свободы». Но вот он, реальный, как утверждают эксперты, план избавления от коррупции или хотя бы для ее усмирения, поскольку, говорят, избавиться от нее окончательно и навсегда невозможно. В части реализации общественной функции антикоррупционной программы нам предлагают помнить о том, что коррупция составляет угрозу национальной безопасности, объявить ей информационную войну, убить морально. То есть взяток не давать, а тех, кто все-таки берет, публично стыдить.
Очень жизненный фильм для последующего обсуждения предложил «Документ». Его сделали россияне, название — «Палата №6» — говорит само за себя. Создатели документальной ленты совершили очередную попытку объяснить внутреннее состояние душевнобольных или, по новому определению, психически иных, и причины общественных страхов по отношению к этой категории граждан. Но, как оптимистично отметили во время его обсуждения, больны все, просто это проявляется по-разному. И потом, голова — предмет темный, сопротивляющийся исследованиям. С душами еще сложнее. Поэтому совершенно справедлива установка на то, чтобы разделить болезни психики и болезни души, чтобы с психическими болезнями — к врачам, а с остальным — в церковь. Вопрос, кто будет отделять одно от другого и насколько точно. Причем, определяться нужно быстрее: по утверждениям психиатров, мании, фобии и психозы широкой поступью шагают по планете, не обходя и страны бывшего СССР. Кроме того, нам обещают, что лет через 15 депрессия станет такой же естественной, как грипп. Нужно спасаться, но спасателей тоже на всех не хватает — в России квалифицированных (не путать с дипломированными) психоаналитиков всего три, про наших вообще ничего не слышно. Психотерапия должна шагнуть в массы, но то ли никак не решится, то ли массы сильно сопротивляются. Это, кстати, тоже одна из загадок — неприятие обществом психически иных вследствие неосознанного страха. А ведь, по словам участников «документального» обсуждения, общество не должно выталкивать из своей среды психически нездоровых членов, не должно самоизолироваться, потому что люди с другим, болезненным (с нашей точки зрения) видением мира, выполняют какую-то значимую функцию, которую всем нам предстоит понять и принять.
Историю «последнего политического теракта, осуществленного советскими спецслужбами» исследовали в этот раз в «Двойном доказательстве» Анатолий Борсюк и Вахтанг Кипиани. А именно выясняли обстоятельства давнего убийства Степана Бандеры в присутствии его внука и полного тезки. Физическое устранение Бандеры было только одним звеном в цепи насильственного избавления советской власти от не принявших ее украинских политических деятелей, как бы мы сегодня эту деятельность ни оценивали. Но, судя по тому, что и по сей час происходит в мире, этот метод политической борьбы и сегодня не списан как устаревший.
Выпуск газеты №:
№186, (2004)Section
Медиа