Пьяный романтизм или трезвый реализм: во всем важна мера
Один древний и мудрый заметил: я пью мало, но когда выпью, становлюсь другим человеком. Вот он пьет много. Насколько много пьет «этот другой», что пьет, с кем пьет и почему, пытались выяснить эксперты и гости лучшего (по версии «Телетриумфа») украинского ток-шоу «Я так думаю» («1+1»). То, что пить в Украине стали больше, — не только результат непосредственных наблюдений, но и выводы статотчетности: если в советские времена на душу среднего украинца приходилось по 8,5 литра чистого алкоголя в год, то в период независимости доза употребляемого выросла до 20 литров на каждого. Медики утверждают, что при таких масштабах пьянства физическая и психическая деградация становится необратимой. И смертность от алкогольных отравлений выросла почти вдвое, а от алкогольных психозов только в прошлом году погибла почти тысяча наших сограждан, а от цирроза печени еще две с половиной. Плюс «пьяная» преступность и нежизнеспособность детей алкоголиков. В общем, мы сильно пьющая страна, чего еще не осознали и не испугались, и в этом смысле продолжаем двигаться в противоположном, по отношению к цивилизованному миру, направлении — там пьют все меньше, а если пьют, то сильно уступают нам в употребляемых градусах. Почему мы так много пьем — реклама ли тому виной, традиции ли, плохая наследственность или общество виновато в практически повальном пьянстве? Обсуждающие пришли к выводу, что причина злоупотребления алкоголем — комплексная. В ней и безмерность- безграничность славянской души, неумение вовремя остановиться, отсутствие навыков безалкогольной релаксации и, конечно, усилившееся напряжение среды, в которой нам выпало пребывать. При этом против употребления алкоголя вообще благоразумно никто не ратует — «сухие» законы пережили не только мы, и результат их хорошо известен. Но то, что 65 % подростков употребляют спиртные напитки (пусть это пиво или слабоалкоголка), — это все-таки отчасти результат соответствующих рекламных кампаний, навязывающих нам подростковое пристрастие к низкоградусному спиртному как норму. Трезвый образ жизни перестал быть положительным примером, он рекламируется и пропагандируется не только меньше, но и хуже, и неинтереснее. Алкоголь как «великое изобретение человечества» — тоже инструмент, который при неумелом использовании так же опасен, как и всякий другой. У нас нет модели алкогольного поведения, у нас так и не сложилась культура пития, поскольку цель выпивки определяется значительной частью выпивающих или откровенно пьющих желанием полной или частичной «отключки». Потребность «напиться и забыться» все-таки социально и эмоционально обусловлена. И добиться «европейскости» в употреблении спиртного в отрыве от достижения «европейскости» во всем остальном нам вряд ли удастся. Хотя в плане создания конкурентной среды в производстве алкогольной продукции тут мы однозначно уже в Европе.
Пример влияния среды, в том числе и на отношение к спиртному, продемонстрировал очередной фильм цикла «Новый Старый Свет» (СТБ), рассказавший о бывшем парторге московской гостиницы «Интурист», который долгое время работал в Венгрии и после падения «железного занавеса» там и остался. Теперь этот «странный русский» успешно занимается частным туристическим бизнесом вне родины, является общественно значимым в Венгрии лицом и даже организовал первый венгерский Орден виноделов- охотников. То есть, говоря об алкогольных пристрастиях, его пример — доказательство того, что наследственность (национальная) и традиции в этом деле все-таки вторичны.
Но если вино-водочная отечественная продукция представлена на нашем рынке очень широко, и ее качество, в основном, нареканий не вызывает (о фальсификате, которому объявлен бой на государственном уровне, не говорим), то, что касается национального автомобилестроения, хочется по-пастернаковски «достать чернил (не путать с дешевым плодово-ягодным вином) и плакать». По итогам исследования этой темы в «Двойном доказательстве» можно сделать вывод: народного украинского автомобиля у нас нет и не предвидится. Хотя желание населения сделать свою жизнь мобильнее с помощью средств передвижения, которые не должны являться роскошью, налицо. Причем, не все украинцы непременным условием привлекательности автомобиля считают его дешевизну — рост объемов ежегодных продаж, в том числе и новых иномарок, в том числе не самых дешевых, тому свидетельство. Но есть у отечественных автомобилистов принципы, которыми они не хотят поступаться (впрочем, как и неотечественные). Эти принципы коротко и емко обозначила «автостильная» Ирина Твердовская, ведущая профильной программы на СТБ. По ее утверждению, машина должна быть привлекательной и не безликой (в смысле дизайна), комфортной и безопасной. В этих своих ожиданиях наши автолюбители тоже вполне европейцы, поскольку подобные требования к авто — интернациональны. Вот только отечественный продукт, увы, ни одному из требований не соответствует. Производители гордятся тем, что наша «Таврия» — самая дешевая в мире, но хотелось бы, чтобы это не было единственным предметом гордости. Хотя эта модель в недалеком будущем сойдет с конвейера навсегда, вряд ли мы увидим новый украинский автомобиль — отечественный от разработки до последнего узла. Специалисты даже не считают нужным особо напрягаться в этом отношении — слишком хлопотно и затратно. Легче и выгоднее, по их мнению, специализироваться на сборке уже известных и раскрученных на международном рынке марок. Наверняка так оно и есть, но все равно обидно. Среди уникальных экспонатов Женевского автомобильного музея стоит и наш «горбатый» «Запорожец». Жаль, если он так и не дождется появления своего соотечественника.
Выпуск газеты №:
№59, (2004)Section
Медиа