Пять киноантидепрессантов

По просьбе «Дня» кинокритик, ведущий программы «Аргумент-кино» (1+1) Владимир ВОЙТЕНКО назвал фильмы, которые стоит посмотреть украинцам для поднятия морально-психологического духа.
«ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА»
(1972, Украина), режиссер Борис ИВЧЕНКО
Пожалуй, самый иронический украинский фильм всех времен. Собственно, он знаменит той украинской самоиронией, которая — в своих формах — проявляется в сотнях знаменитых украинских анекдотов, обнажающих прежде всего недостатки национального характера. Вместе с тем, что чрезвычайно важно, это не просто комедия, а правдивая героическая комедия, преисполненная народного лукавства и оптимизма.
В ней идет речь о родной украинской земле и о фантастических приключениях казаков Василия и Андрея, в исполнении Ивана Миколайчука и Федора Стригуна, на пути к царице с гетманской грамотой в руках. Именно в этом фильме на всю экранную мощь прозвучал знаменитый «Казацкий марш» («Запорожский марш»), написанный слепым бандуристом Евгением Адамцевичем, в замечательном исполнении оркестра народных инструментов под руководством Якова Орлова.
Сценарий к фильму, основанный на бессмертной повести Николая Гоголя, написал Иван Драч, который, кстати, имеет и специальное кинообразование, полученное на Высших сценарных курсах в Москве. Ну а к режиссуре, жаль, что он отсутствует в титрах в этой ипостаси, непосредственное отношение имел и Иван Миколайчук.
«МИЛЛИОНЕР ИЗ ТРУЩОБ»
(2008, Великобритания), режиссер Дэнни БОЙЛ
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «МИЛЛИОНЕР ИЗ ТРУЩОБ» / ФОТО С САЙТА KINOPOISK.RU
Это криминальная драма известного британского режиссера Дэнни Бойла, получившая восемь «Оскаров», в том числе как лучший фильм года. Сказать точнее — оптимистическая драма. И это история жизни необразованного 18-летнего парня из трущоб города Мумбаи, которого за один шаг до победы в знаменитой телевизионной игре «Кто хочет стать миллионером?» арестовывает полиция, подозревая в мошенничестве.
Прекрасный фильм, который завершается феерическим, несколько ироническим, но пропитавшимся любовью к индийскому кино, пламенным многотысячным национальным танцем.
«НЕВЕЗУЧИЕ»
(1981, Франция—Мексика—Мальта), режиссер Франсис ВЕБЕР
В Интернете можно найти целых три фильма с таким переводным названием. Я акцентирую внимание именно на ленте Франсиса Вебера, с Жераром Депардье и Пьером Ришаром в главных ролях. (Хотя можно посмотреть и американский римейк 1991 года режиссера Нади Тесс с Мартином Шортом и Дэнни Гловером). Блестящая в своем роде и легкая комедия ситуаций. В центре — поиски невезучей дочки богача, которая попала в рабство к бандитам; безутешному отцу психолог подсказывает, что найти пропажу можно, пустив по ее следу такого же невезучего, которым оказывается бухгалтер в исполнении конечно же Пьера Ришара.
А третий фильм с таким же переводным названием — также Франсиса Вебера, но уже 2003 года и с дуэтом Жерар Депардье — Жан Рено, в котором Депардье играет практически свою противоположность героя из предыдущей ленты, но ситуативно, потому что новый персонаж является человеком от природы недалеким, но очень оптимистичным. И этот оптимизм прямо выливается с экрана на зрителей.
«ЧЕРНАЯ КОШКА, БЕЛЫЙ КОТ»
(1998, Югославия—Франция—Германия), режиссер Эмир КУСТУРИЦА
Знаменитый фильм от «балканского Феллини», как часто называют Кустурицу, являющегося одним из истинных творцов «балканского мифа», благодаря которому весь мир имеет довольно точное представление об этом крае, как о земле людей невероятно жизнерадостных и бурлескных. Собственно, Кустурица сам стал частью этого мифа.
Сюжет киноленты — абсолютно мифологический, наполненный причудливыми персонажами и образами — вращается вокруг отношений двух цыганских баронов, которые нажили состояние путем разнообразных махинаций, и вокруг отношений трех поколений одной семьи. Он пропитан иронией, которая и испытывает и утверждает прочность предложенной мифологии, витальность персонажей и силу художественных средств. Здесь хватает всего: миллионные сделки с мафией, погоня за сбежавшей невестой, дерзкие ограбления, пламенная любовь и неистовое цыганское веселье, здесь мертвые легко воскресают. Ведь это — ода жизни!
А речь идет, между прочим, о Югославии 1990-х, которая переживала ад гражданской войны...
«ПРИЗРАК ЗАМКА МОРРИСВИЛЬ»
(1966, Чехословакия), режиссер Борживой ЗЕМАН
Блестящая пародия на мистические детективы — как фильмы, так и соответствующую беллетристику (здесь и цикл историй о Фантомасе, и знаменитый роман Гастона Леру «Призрак оперы», который неоднократно экранизировался). Фильму уже почти пятьдесят лет, а он до сих пор остается остроумным, и, безусловно, антидепрессивным на все сто. Прежде всего благодаря утонченной и, я бы сказал, теплой иронической интонации авторов.
Кроме всего прочего, фильм поистине музыкальный. Вообще, его драматургия основывается на том, что музыкант симфонического оркестра оперного театра во время спектакля «Кармен» по Жоржу Бизе, умудряется читать английский детектив. Между исполнением музыкальных партий он отдает себя на милость книжного сюжета и собственной фантазии, представляя себя героем романа — сэром Моррисом Ганнибалом, владельцем готического замка. История наполнена смешными интригами, любовью, поиском сокровищ, загадочными убийствами и исчезновениями в тайных подземных ходах замка. Лирические песни исполняет замечательный чешский певец Вальдемар Матушка.
Выпуск газеты №:
№78, (2014)Section
Медиа