Раскол = манипуляция?
Феномен секты как коммуникационного барьера в диалоге Церковь — обществоКаждый из нас разный — в мыслях, взглядах, суждениях. В этом богатство человечества, ведь мы — разные, неповторимые, в то же время свободные. В сегодняшнем мире законодательные платформы создают эту свободу, гарантируя ее обеспечение на любом уровне. Действующее украинское законодательство также не исключает эти характеристики, в частности в Законе Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Согласно ему граждане имеют право «принимать или изменять религию по собственному выбору». Впрочем, законодательство, в сущности, не запрещает существования сект, которые называют себя общественными организациями.
ЭВОЛЮЦИЯ РАЗЪЕДИНЕНИЙ И СОВРЕМЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Когда мы рассмотрим основные этапы истории Церкви, начиная с первых веков христианства, понимаем, что феномен секты всегда присутствовал. Этимологически слово «секта» происходит от латинского слова «secta», что значит «часть». Вспомним лишь историю первых вселенских Соборов (Собор — собрание епископов. — Ю.Л.) в Церкви в IV—V веках после Рождества Христова. 325 г. — I Вселенский Собор в Никее, во время которого осуждено арианство или современным языком — секта Ария, которая отрицала единосущность Отца-Сына с Богом-Отцом. После — Церковь вывела общий текст «Символа веры», которым и сегодня мы пользуемся во время Литургии, — «Верую во Единого Господа Иисуса Христа... единосущного с Отцом, что от Него все произошло». 431 г. — Эфесский собор и осуждение несторианства. Ересь Нестория подчеркивала связь человеческой личности Иисуса Христа с божественной природой, то есть божество не родилось от Богородицы (Несторий называет ее Христородицей — Ю.Л), а пришло от Иисуса. 451 г. — Халкидонский собор и осуждение ереси Евтихия, то есть монофизитства, по которому природа Иисуса Христа является единой — божественной, что отбрасывает человечество.
Анализ ключевых событий истории Церкви позволяет нам понять эволюцию феномена секты. Вышеприведенные примеры указывают на то, что первые секты в жизни христианства отличались богословским контекстом. То есть отрицание основных догм и отсоединение сопровождались основательными аргументами по поводу отрицания отдельных постулатов доктрины Церкви. Как сегодня выглядит секта? Каковы основные мотивы и стратегии коммуникации и привлечения новых адептов?
В Львове конфликт между приходом Гарнизонного храма св. апостолов Петра и Павла (УГКЦ) и адептами так называемой группы Догнала, которая называет себя Украинской правоверной греко-католической церковью, «дошел» до судебного заседания. На самом деле история конфликта — продолжительная. 14 мая 2010 года главный настоятель Общества Иисуса в Украине дал согласие на письмо-просьбу Львовского Архиепископа УГКЦ относительно возрождения душпастырьства в бывшем Костеле иезуитов, ныне в храме св. Апостолов Петра и Павла, и обнаружил готовность также приобщиться со всеми монахами-иезуитами к пасторальному служению в храме и где-либо на территории Львовской Архиепархии УГКЦ. 8 июля 2010 года решением Львовского городского совета № 3698 здание костела было передано в собственность Курии Львовской Архиепархии УГКЦ. Сегодня основная задача священников храма — душпастырьский труд с военными, студентами и сиротами. Адепты группы Догнала уже около двух лет претендуют на передачу Костела иезуитов для своей религиозной организации. Еженедельно и в большие праздники они проводят богослужения под стенами храма, чем, безусловно, препятствуют служению священников УГКЦ. Об этом, в частности, говорил настоятель Гарнизонного храма — о.Степан Сус в обращении к власти города и в Окружном суде города Львова. В официальном письме священник отметил, что речь идет не только о попытке захватить храм, но и о посягательстве на безопасность его собственной жизни. Как свидетельствуют источники — группа Догнала функционирует в Украине около четырех лет, основные центры ее локации — Западная Украина. Основатель группы — Антонин Догнал, который родился и был рукоположен в Римско-католической церкви Чехии. Однако впоследствии он изменяет ориентиры — вместе с другими римо-католиками, среди которых — Ричард Шпиржик, который сегодня также присутствует в украинской организации, вступает на новинциат Чина Святого Василия Великого. Уже в 1999 г. группа монахов, которая сформировалась вокруг фигуры Антонина Догнала, выступила за реформирование василианского чина. Группа пыталась получить реальную власть в Греко-католической церкви Словакии и Чехии, однако не им это не удалось. В то же время община попробовало зарегистрировать УГКЦ в Чехии, на что получила отказ. В двухтысячные группа Догнала начинает деятельность в Украине. Основные месседжи организации — выступления против нынешнего духовенства УГКЦ, а также против Папы Римского. Кроме того, организация открыто выступает против интеграции Украины в ЕС, отказываясь от антихристианской жизни современной Европы. Недавно Окружной суд Львова запретил адептам группы Догнала богослужение у стен Гарнизонного храма, а Апелляционный административный суд вынес постановление об отмене записи о регистрации общественной организации «Объединение верующих Украинской правоверной греко-католической церкви». Однако решение суда представителей религиозной организации не остановили. Они и в дальнейшем продолжают «воскресные собрания» недалеко от стен Гарнизонного храма под наблюдением милиции. Кроме того, еще два года назад было вынесено решение о депортации Антонина Догнала из Украины, которое до сих пор не выполнено.
МЕДИА-СПЕКТР
Львовские СМИ продолжают активно обсуждать этот религиозный конфликт. Не только на львовских, но и центральных телеканалах журналисты обнародовали сюжеты и даже полноценные программы о функционировании группы Догнала в Украине, подчеркнув то, что действия организации направлены на разрушение семей, насилие и манипуляцию человеческим сознанием. Зато на интернет-канале так называемых правоверных греко-католиков появилось видеообращение «духовенства» УПГКЦ. Псевдоепископы (согласно документам Церкви. — Ю.Л.) обвиняют Главу УГКЦ — Блаженнейшего Святослава — в подкупе медиа и переориентации СМИ на собственную сторону. К слову, недавно на электронные адреса нескольких студентов факультета журналистики Львовского национального университета поступило сообщение от представителей группы Догнала, специально к студенчеству, с аргументами против евроинтеграции, с призывом блокировать эту инициативу. А несколько дней назад адепты группы Догнала рядом с львовским Евромайданом проводили собственную антиевропейскую акцию, однако, вскоре их окружили студенты-активисты со скандированием «Секту прочь!» прекратили собрание. С такими же лозунгами и применением физической силы разогнали протест еврооппозиционеров жители города Дрогобыча на Львовщине. В оба столкновения вмешивались правоохранители.
Анализируя приведенные факты, которые вытекают из решений судов, официальных обращений и решений Украинской греко-католической церкви, львовских и в целом всеукраинских медиа, напрашивается немало выводов. Однако пусть каждый из нас подумает над этим лично. В завершение хотела бы напомнить мысль Митрополита Андрея Шептицкого из его обращения к духовенству «Как строить родной дом» о том, что без единства нашей духовной жизни в истинной Церкви, мы не состоимся не только, как государство, но как настоящая нация! Поэтому давайте позаботимся о своем духовном иммунитете!
КОММЕНТАРИЙ
о. Степан Сус, настоятель Гарнизонного храма св. апостолов Петра и Павла во Львове:
— Роль СМИ в донесении правды к общественности о деятельности деструктивных сект в Украине, среди которых так называемая секта Догнала, довольно таки значительна. Во-первых, СМИ пытались осветить позиции обоих сторон, во-вторых, люди имели возможность увидеть, какую опасность несут для них в своих «проповедях» так называемые современные секты, главная цель которых собрать недовольных чем-то людей и обманывать их «правдой» исключительно в финансовых интересах. Мне кажется, что СМИ, освещая тему секты Догнала, обратили внимание на то, что наши люди нуждаются в религиозном образовании, чтобы уметь различать добро и зло.
Выпуск газеты №:
№229, (2013)Section
Медиа