Режиссер телевидения:
на грани рутины и творчества![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010126/416-17-1_0.jpg)
Ирина Ионова — режиссер «1+1». Работала на УТ-1, УТ-3, в «Новiй мовi». Закончила Театральный институт, факультет организации планирования управления. Считает, что режиссер на телевидении — «странная профессия».
— Ира, через ваш режиссерский пульт прошла не одна программа канала «1+1». Вы режиссировали спецпроекты, телемосты с ОРТ, «Эпицентр» и «Эпицентр-дебаты», «ТСН», «ТСН. Особый взгляд», теперь — «Первый миллион«… Какую из них вы считаете своим «главным университетом»?
— Пожалуй, «Эпицентр». Это огромный, очень тяжелый проект. Он отнимал много сил, энергии, нервов. Мое глубокое убеждение, сложившееся после долгой работы над политическими телепрограммами: если режиссер научился качественно делать «политическое телевидение», все остальное ему дается легко. Ведь «политическое телевидение» — самое скудное, с точки зрения картинки, зрелищности, телевизионности, а значит — и режиссуры.
— Сейчас вы режиссируете «Первый миллион» — оригинальное игровое ток-шоу со сложной технологией производства. В чем специфика работы над этим проектом?
— Программа существует в более 50 странах мира. Там она известна как «Шоу миллионеров», или «Who wants to be a millionaire?». Работая над нашим вариантом — «Первым миллионом», — мы поняли, насколько уникален ее замысел. Уникален он и телевизионной технологией, и происходящим в студии действием, и с точки зрения каких-то негласных законов ТВ на примере успешных телекомпаний разных стран. Это беспроигрышный вариант игрового шоу — программа популярна у зрителя, привлекательна для участников и рентабельна. Несмотря на различие телевизионной аудитории в разных странах, «Шоу миллионеров» за короткий срок стало популярно везде, где производится. Только в Японии проект был закрыт — идея, заложенная в программе, не совпадала с основным жизненным принципом японцев, у которых понятие личного обогащения — неотъемлемая часть роста благосостояния общества.
— Есть какие-то особенности режиссуры в этой программе?
— «Первый миллион» подчинен законам ведения игры, которые регулирует компьютер. Это отличает технологию производства шоу от любой другой программы. Успех авторской программы в основном зависит от воли и творческого замысла журналистов, режиссеров. Тут же главное — структура игры, заложенная в компьютер. Все остальные просто работают по этой схеме.
— Получается, что в данном случае режиссер становится заложником компьютера. А где же творчество, оригинальные идеи, полет фантазии и т.д.? Насколько вообще все это уместно на телевидении?
— На мой взгляд, на телевидении режиссер — это странная профессия. Она отличается от стереотипного понятия режиссера театра или кино. Режиссер-телевизионщик — это, скорее, организатор процесса, человек, который понимает и отчасти владеет всеми смежными профессиями, задействованными в создании телевизионных программ. Его задача — найти творческое и организационное решение гармоничной работы всех служб, принимающих участие в сотворении ТВ-продукта.
— Оценивая свою режиссерскую практику на канале «1+1», вы можете назвать самую сложную вашу режиссерскую работу?
— Мне сложно сравнивать программы. Если взять все проекты, в которых я участвовала, то каждый из них по-своему самый интересный и самый сложный. Но все же «Эпицентр», над которым мы работали перед президентскими выборами, был для меня самым трудным. Не технологически, а эмоционально. Несмотря на то, что режиссер лишь отчасти отвечает за политическое содержание программы, и меня, на первый взгляд, не должны были мучить угрызения совести или сомнения, я очень переживала за нее, за все слухи (чаще неправдивые), которые ходили вокруг программы в тот период.
— Есть ли свои секреты у режиссера выпусков новостей?
— Новости, как точно заметил кто-то из руководителей НТВ, — это кровь канала. И поэтому делать их сложно и ответственно. Это не полигон для творчества. В этой работе нельзя увлекаться какими- то радикальными решениями, веяниями режиссерской моды. Новости, прежде всего, — классический продукт. И режиссеру новостей нужно уметь найти ту оптимальную грань, правильный баланс между модными течениями на телевидении и традиционной подачей информационных блоков. Он должен сохранить новостийную классику жанра и при этом сделать их максимально современными. Как это ни банально звучит, новости — ежедневная рутинная работа, при которой прежде всего надо стараться и выкладываться ежеминутно.
— И все же, есть ли в вашем телевизионном режиссерском прошлом проект, о котором вы вспоминаете с ностальгией?
— Для меня это «ТСН. Особливий погляд», который мы делали с Ростиславом Хотиным, с Игорем Федоривым и другими журналистами ТСН. Его я могла бы назвать своим любимым. То были самые интересные дни моей жизни. Постоянные командировки… И неважно куда — в Берлин, в Луганск или в житомирскую тюрьму к Оноприенко — не имело значения. В эту работу мы вкладывали все силы, все свои переживания. Вот это как раз было поле для творчества, где имеет значение не только закон жанра, но и твое собственное восприятие материала. Я думаю, мы когда-нибудь восстановим этот проект.
Выпуск газеты №:
№16, (2001)Section
Медиа