Сериалы: в поисках самобытности
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030725/4127-9-1_0.jpg)
«О ЧЕМ МОГУТ БЫТЬ УКРАИНСКИЕ СЕРИАЛЫ?»
Константин ШАМИН, генеральный продюсер кинокомпании «Фильм UA» телеканала «Интер»:
— Если говорить об отличии украинских сериалов от аналогичной продукции других производителей, то их оригинальность заключается отнюдь не во внешних проявлениях местного колорита. На мой взгляд, в сюжетах сериалов любой страны заложены такие общечеловеческие понятия, как любовь, предательство, борьба добра со злом и пр. Если главные герои борются с преступностью, совершая при этом героические поступки, то их смелость не имеет национальной или расовой принадлежности. Точно так же не бывает украинской или русской любви, а есть только национальные особенности в ее проявлении. Испанец, например, может осыпать любимую розами, а немец подарит цветок в горшке. Я склонен думать, что не надо изобретать «украинский сериал» — потому что все они во всем мире об одном и том же: о маленьких и больших, но вечных проблемах человеческих взаимоотношений и бытия (с поправкой на менталитет граждан той или иной страны).
Другое дело — стиль подачи материала и та картинка, на фоне которой разворачиваются события. По этим параметрам сериалы, конечно же, отличаются. И вот здесь Украина может искать свою самобытность.
По моему глубочайшему убеждению, украинский сериал должен выделяться среди потока подобной продукции глубиной сюжета, отличной драматургией, качественной и психологически выверенной игрой актеров, профессиональной режиссурой, имеющей многолетние традиции. Уверен, что человеческими и техническими ресурсами для создания качественных сериалов Украина обладает. Остается лишь подождать, пока отечественный телерынок заполнится хорошими многосерийными телефильмами.
Марина МЕДНИКОВА, главный редактор отдела кинопроизводства телеканала «1+1»:
— История, над которой на канале «1+1» работает сейчас известный украинский клипмейкер Виктор Придувалов современна, герои узнаваемы, сюжет интригует. Героиня сериала под условным названием «Свадьба Барби» — дочь состоятельных родителей — в одночасье теряет все: отца, маму, деньги, беззаботное будущее. И вовлекается в криминальную историю. Перед ней встает задача — выжить, остаться человеком, найти выход. Казалось бы, подобное может произойти где угодно, не только в Украине. Но. Перед режиссером руководством канала поставлена более серьезная творческая задача. Одним из героев сериала должен стать наш Киев — старый, новый, узнаваемый, любимый. В нем, а не в усредненном современном городе, живут герои, он подчас диктует поступки и создает настроение. Вторая фишка проекта обусловлена выбором на эту постановку режиссера. Бек-граундом сериала станет современная украинская музыкальная культура. Популярные исполнители, группы не только создадут некую атмосферу, продемонстрируют известные или новые произведения, но и сыграют в фильме. Самих себя. Кому же, как не Виктору Придувалову тут и карты в руки. Зрелище задумывается сюжетно напряженное и изобразительно изобретательное.
В ближайших планах канала есть еще один проект. Неожиданный и очень сложный. Речь идет о нетрадиционной экранизации классической пьесы Ивана Франко «Украденное счастье». Герои пьесы предстанут как наши современники. Прием осовременивания классики не нов, но он позволяет решить две задачи — познакомить зрителя с лучшими достижениями культуры и решить нынешние художественные задачи на классическом уровне.
Ольга ПАШКОВА, главный редактор киноредакции телеканала СТБ:
— Украинские сериалы существуют и уже несколько лет достаточно успешно транслируются нашими телеканалами. Достаточно, например, назвать такие многосерийные картины, как «След оборотня», «Кукла», «Под крышами большого города». Они были созданы совместно с украинскими телеканалами, заинтересоваными в том, чтобы у них появлялся собственный продукт, который они могут использовать в дальнейшем. Тематика отечественного «мыла» — интернациональна, и поэтому, естественно, она интересна любому зрителю. Лучшее тому подтверждение — успешный «вояж» украинских сериалов на российский телерынок.
Вполне возможно, что вслед за упомянутыми сериалами украинские телеканалы возьмутся и за иронические детективы, которые сейчас закупаются у российских производителей. Кроме того, история Украины — благодатная почва и для костюмированных сериалов. Но вряд ли съемки таких сериалов начнутся в ближайшее время: все-таки сериалы такого рода требуют вложения немалых средств.
Анастасия КАТЕРИНЧУК, ведущая программы «Афишка» (ICTV):
— На украинских телеканалах действительно очень много российских сериалов. И среди них даже встречаются неплохие — мне кажется, это некий социальный заказ. Видно, что к этому подходили профессионально. Я не знаю точно, как формировался этот социальный заказ, но наверняка проводились какие-то опросы разных социальных групп тех людей, которые смотрят телевизор. Ведь даже спонсор, который дает деньги, проблему «быть или не быть» для какого-то конкретного сериала не решает. Ведь сериал смотрят не только спонсоры, но и другие люди. Поэтому он должен соответствовать тому запросу, который существует на данный момент. Я не буду говорить, нравится мне или нет сериал «Менты», но если люди его смотрят, то это означает, что производители этого сериала попали в свою прослойку, в свою аудиторию. Я думаю, что и украинские кинематографисты, прежде чем снимать сериал, должны определиться с тем, кому они будут его адресовать, будет ли он интересен сегодня… Ну а такие составляющие успеха будущего сериала, как увлекательный сюжет, хорошая режиссура или же классные актеры, я думаю, приложатся без особых проблем.
Александр ЗОРКА, вице-президент НТКУ, директор дирекции программ УТ:
— Я бы сформулировал вопрос по-другому: о чeм может быть сериал, если он не о бандитах?
К сожалению, носителей новой украинской идеи (если сериал не о бандитах) я пока не встречал. Буду рад, если ошибусь, поскольку знаю о нескольких попытках украинских телеканалов снимать свои сериалы. Но опыт подсказывает, что «они тоже…».
А попытки сделать альтернативный (т. е. не о бандитах) серийный телепродукт, заканчиваются «ходульной» шароварщиной с реалиями, отдалeнно похожими на историческую правду.
С моей точки зрения, нам очень не хватает «героя именно нашего времени», которому хотелось бы сопереживать. «День рождения Буржуя» канала 1+1 — первая, на мой взгляд, подобная попытка создать «нашего» героя.
Александр ТКАЧЕНКО, председатель правления ЗАО «Новый канал»:
— Сериалов чисто украинского производства практически нет. Было два или три, но, если мне не изменяет память, их эфирная судьба оказалась не слишком успешной. Можно говорить о совместных проектах с российскими компаниями, некоторые из которых были достаточно успешными. И, соответственно, в зависимости от того, кто был заказчиком, определялся основной сценарный ход сериала. И этот сериал изначально должен был быть рассчитан как минимум на две аудитории — украинскую и российскую. Поэтому те сериалы, которые снимали наши коллеги, или те сериалы, которые снимал наш канал (даже несмотря на участие украинских актеров или место съемок, которое в ряде случаев было украинским), по содержанию все равно носят международный характер. О чем конкретно могут быть отдельно взятые украинские сериалы — я могу лишь догадываться, но пока, насколько я знаю, такого опыта не было.
Если мы посмотрим на соотносимую с нами по размерам территорию, например, Германию, то дай, Бог, чтобы у нас было такое же количество произведенных местных сериалов. Но в данной ситуации российская культура какое-то время наверняка еще будет доминирующим фактором на украинском рынке. Если этого не осознавать и не предпринимать каких- то законодательных шагов для укрепления местного производства (в том числе и телевизионного), то, конечно, будем иметь такую картину и в будущем. И пенять на телевизионщиков, которые хоть что-то пытаются сделать, пытаются задействовать местные команды режиссеров или актеров хоть в каком-то производстве, наверно, неправильно. Мы не будем производить себе в убыток. А на данном этапе производить сериалы исключительно на украинском материале означает заведомо работать себе в убыток.
Выпуск газеты №:
№127, (2003)Section
Медиа