Шанс выйти на норму
Сможет ли новый Нацсовет эффективно ответить на вызовы сегодняшнего дня?![](/sites/default/files/main/articles/10072014/23kar.jpg)
Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания сформирован и структурирован. На места бывших его членов парламент избрал в него Ольгу Герасимьюк, Александра Ильяшенко, Екатерину Котенко и Олега Черныша. Президент, в свою очередь, назначил Юрия Артеменко, Владислава Севрюкова и Григория Шверка. Еще один член Нацсовета по президентской квоте — Оксана Головатенко — находится в декретном отпуске, поэтому она номинально остается на своей должности, хотя и не может принимать участия в работе этого регуляторного органа. Собравшись на первое заседание, Нацсовет решил организационные вопросы: выбрал своим председателем Юрия Артеменко, первым заместителем председателя — Ольгу Герасимьюк, заместителем председателя — Григория Шверка, ответственным секретарем — Екатерину Котенко.
Из всех новоизбранных членов Нацсовета только его председатель и первый заместитель является публичными лицами. Юрий Артеменко некоторое время возглавлял Запорожскую облгосадминистрацию, а Ольга Герасимьюк хорошо известна и как телеведущая, и как депутат Верховной Рады. Все другие являются теми менеджерами информационного пространства, которые до сих пор оставались за кулисами, но выполняли те или иные важные функции в медиа-корпорациях. Да и Артеменко, и Герасимьюк тоже в прошлом не чурались высоких должностей в СМИ. Нынешний председатель Нацсовета в свое время входил в руководящие органы СМИ, которые принадлежали Порошенко — в частности, его радиостанций и газеты «Правда Украины». А его первый заместитель была генеральным продюсером телекомпании «Студия 1+1», которая принадлежит Игорю Коломойскому. Из этой же «песочницы» и член Нацсовета руководитель департамента развития сети вещания «Плюсов» Олег Черныш. Александр Ильяшенко — директор компании «Капиталинвест», которая занимается цифровым вещанием, а Екатерина Котенко — исполнительный директор ассоциации «Индустриальный телевизионный комитет». А вот назначенные Президентом Порошенко Григорий Шверк и Владислав Севрюков так же, как и Артеменко, из его медиа-кадров: первый в прошлом занимал должность вице-президента UMH Group, которая тогда принадлежала нынешнему главе Администрации Президента Борису Ложкину, а второй был руководителем коммерческого отдела телерадиокомпании «НБМ», которая вещает под логотипом «порошенковского» «5 канала», а в последнее время является помощником депутата Юрия Стеця — генпродюсера упомянутого уже вещателя.
Иными словами, если прошлый состав Нацсовета был, как говорится, лояльным к медиа-группам «Интер» Дмитрия Фирташа и «Украина» Рината Ахметова, то в нынешнем два члена лояльны к «Студии 1+1» Игоря Коломойского и три — к «5 каналу». Впрочем, судя по первым заявлениям Игоря Черныша, он также де-факто относится к президентской «команде» в Нацсовете, а это значит, что Порошенко в плане поддержки своих инициатив и интересов опирается на большинство голосов в руководстве регулятора эфирного вещания Украины.
Даже больше: встреча Президента с вновь назначенными членами Национального cовета по вопросам телевидения и радиовещания показала, что глава государства рассматривает этот институт не как хотя бы относительно самостоятельную структуру, регулирующую медиа-пространство, а как исполнителя своей воли. Конечно, поставленные им перед Нацсоветом задачи актуальны и содержательно правильны. Ведь Петр Порошенко, констатировав: «Мы все понимаем, что сегодня идет война за нашу независимость», — отметил, что если в условиях мира главное для Нацсовета — обеспечение принципов демократии, свободы слова, закрепления европейских ценностей в телерадиопространстве, то сегодня на первый план вышли вопросы информационной безопасности. Нацсовет должен занять жесткую позицию в сфере информационной безопасности, поскольку против Украины встала, по словам главы государства, «очень хорошо разработанная пропагандистская машина». Особенно этот тезис касается «обработки» населения Донбасса; поэтому для этого региона, отметил Президент, важной является разработка программы специального информационного вещания об Украине, Европе и мире. Все верно, но возникает проблема: может ли Президент, даже в условиях фактической войны против Украины, фактически напрямую инструктировать членов Нацсовета?
Впрочем, кажется, что никто из членов Нацсовета не протестовал против формы их напутствия главой государства. Наконец, им не привыкать — именно такие отношения существуют в бизнес-структурах, откуда все они (включительно с Президентом) пришли. Эти отношения могут быть весьма эффективными в своих сферах, но следует ли их переносить на общегосударственный уровень? Возможно, именно в силу нежелания и парламента, и Президента выстраивать новые, необычные пока еще для Украины отношения в сфере регуляции медиапространства в Нацсовет так и не попали «белые вороны» — выдвинутые на основе консенсуса (чего очень трудно было достичь, но это случилось) структур гражданского общества — медиа-юристы Тарас ШЕВЧЕНКО (Институт Медиа Права) и Татьяна КОТЮЖИНСКАЯ (НСЖУ). Эти эксперты, с их высокой профессиональной репутацией, опытом, юридическими знаниями могли бы, по мнению представителей гражданского общества, внести новую струю в работу Нацсовета и выступить инициаторами важных реформ в информационной сфере. Но, как видим, с гражданским обществом, с независимыми экспертами у новой власти отношения остались сложными. Можно ли считать такое, похоже, демонстративное пренебрежение политиками позиции общественности действительно государственническим подходом? Риторический вопрос, не так ли?
А между тем одной констатации наличия проблем информационной безопасности и признания их первостепенными недостаточно — нужно конкретно определить эти проблемы, выстроить их иерархию, определить связи с общеполитическими и макроэкономическими вопросами, наметить меры по решению этих проблем — от жестких, например, решительное отключение трансляции российских телеканалов и запрещение транслирования программ российских пропагандистских радиостанций украинскими FM-станциями, до, так сказать, мягких, например, предоставление преимущества при распределении эфирных частот тем медиа-структурам, которые как можно лучше обеспечивают правдивое и эффективное информирование населения (особенно «проблемных» регионов») о событиях в стране и мире. И конечно, следует раз и навсегда выбросить из эфирного пространства Украины разного рода пропагандистов «русского мира», в какие бы благопристойные идейные одежды они не рядились.
И безусловно, остается актуальным щекотливый, но более актуальный, чем раньше языковой вопрос. Не может доминировать русский язык (причем нередко с ощутимым блатным привкусом) и российская попса (особенно криминальный «шансон») в радиоэфире страны, где, по данным переписи, для 2/3 населения родным является украинский язык. И если кто-то начнет кричать о «нарушении прав человека», то пока что реально нарушаются права большинства граждан Украины. И не только этих двух третей — события последнего времени доказали, что для значительного количества русскоязычных граждан официальная российская политическая культура, официозное русское искусство и ценности «русского мира» чужды. Кроме того, события в Крыму и на Донбассе наглядно доказали, что мятежи и террористические действия пророссийских сил стали там возможными не потому, что население было подвержено насильственной украинизации; напротив, в этих регионах все годы независимости, а особенно во времена режима Януковича, было катастрофически мало возможностей доступа к украинской культуре, что, в первую очередь, в современном мире дают телевидение, радио и Интернет.
Справится ли со всем комплексом задач, которые следует срочно решать, новый состав Нацсовета? С одной стороны, там собраны эффективные менеджеры медиа-компаний; с другой — все они (за исключением разве что Ольги Герасимьюк) не имеют опыта решения проблем не на бизнесовом, а на государственном уровне. Кроме того, отсутствие в Нацсовете независимых медиа-экспертов неизбежно затруднит взаимоотношения регулятора медиа-пространства с гражданским обществом, которым пренебрегли при назначении членов этой структуры. А без тесного взаимодействия с последним, без его постоянной помощи вряд ли можно быстро и эффективно давать ответы на вызовы сегодняшней непростой ситуации.
«На первом плане – информационная безопасность
Ольга ГЕРАСИМЬЮК, первый заместитель председателя Нацсовета:
— Перед Нацсоветом сегодня стоит несколько приоритетных задач. Если бы ныне было мирное время, стоило бы, прежде всего, говорить о поддержке свободы слова, создании общественного телевидения и переходе на цифровое вещание. Но сегодня на первый план выходит информационная безопасность. Информационная война, которая сейчас продолжается, началась еще задолго до войны настоящей. К сожалению, мы в ней фактически не принимали участия — нас взяли без боя. Как и остальное общество, Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания не готовился к ней. Задачи, которые стояли перед этим органом, в частности и определенные законодательством, были совсем другими. Сегодня Нацсовет должен получить законные инструменты для борьбы с враждебной пропагандой. Мы должны зачищать информационное пространство так же, как украинские бойцы зачищают от террористов восток. Информационный терроризм убивает умы и души. Мы будем мониторить все, что происходит в медиа-пространстве и будем привлекать к ответственности тех, кто транслирует враждебную пропаганду. Она убивает надежду людей на мир и сеет разочарование, истерику, конспирологию, позорит нашу армию и наш народ. Убеждена, что в этом нас полностью поддержит общество. На недавней встрече с Президентом мы, в частности, говорили и о необходимости создания специальной программы для разговора с востоком. Речь идет не об отдельном шоу или канале, а об объединении усилий всех медиа. Но сначала мы должны полностью восстановить украинское информационное пространство на востоке, которое там ныне отсутствует, — битвы за телевышки были едва ли не самыми ожесточенными. Мы должны обеспечить людей на востоке информацией, которой их лишили агрессоры. Сегодня они просыпаются утром и не знают, кто против кого воюет, что на них падает с неба, и кем оно было запущено. Вместе с телевидением нужно полностью восстановить и fm-вещание — современные технологии позволяют это сделать. К сожалению, раньше в этом регионе украинское ТВ и радио не уважали — потребляли преимущественно российский продукт. Сегодня возникает вопрос, станут ли там смотреть украинское. Убеждена, что станут — если оно будет качественным, честным и уважать зрителя, а не будет пытаться манипулировать им. Никогда до этого у нас не было с Донбассом настоящего диалога — они жили в собственном замкнутом пространстве и голосовали за тех, кто сегодня фактически платит за их смерти. Сегодня мы должны отточить свой профессионализм и выполнить эту сверхважную гуманитарную задачу. Журналисты должны создать добровольческие батальоны, которые будут воевать в информационной войне. Ныне не время для догадок и непроверенных слухов — вместо них должен прийти патриотический профессионализм. Сегодня мы должны вернуться на государственнический путь — это приоритетная задача для Нацсовета. Очень многие люди обращаются ныне ко мне с информацией об операторах, которые незаконно ретранслируют российские каналы или сообщают об украинских же журналистах, которые занимают антиукраинскую позицию. Они просят принять меры, и мы обязательно будем этим заниматься. Кстати, пример политики, которую проводили в информационной сфере США после 11 сентября, стоит того, чтобы его позаимствовать. Ради спасения государства нужно действовать жестко и бескомпромиссно, и с цензурой это не имеет ничего общего. Кроме того, сегодня очень важно снять коррупционную ауру, которая всегда существовала вокруг Нацсовета. Этот орган должен повернуться лицом к отрасли и перестать быть карательным — контроль предусматривает не только наказание. Мы должны содействовать развитию социально ответственного медиа-рынка, установить четкие правила игры, создать предпосылки для честной конкуренции. Благодаря переходу на «цифру» разница между большим каналом и малым может исчезнуть — все будут иметь одинаковые возможности. Мы должны способствовать этому, обеспечить, чтобы все было по справедливости. По моему мнению, все это может существенно изменить украинское телевидение.
Выпуск газеты №:
№125, (2014)Section
Медиа