«Синдром» Столяровой
О чем свидетельствует скандал с нецензурной бранью в эфире «Интера»
Центральным медиаскандалом уходящей недели, несомненно, стало нецензурное высказывание в эфире «Интера» креативного продюсера и гражданки России Марии Столяровой, которое сама она списала на техническую ошибку. И даже если все было именно так, ситуация актуализировала многие значительно более важные вопросы, о которых украинская общественность, кажется, стала забывать.
Напомним, в воскресенье в эфире программы «Подробности недели» во время сюжета, посвященного Небесной сотне, голосом Столяровой из-за кадра прозвучала нецензурная брань. Точно неизвестно, кого или чего именно она касалась, однако большинство зрителей, очевидно, связали ее с родственниками погибших, которые в кадре как раз рассказывали о ходе расследования. И хотя почти сразу после инцидента в СМИ появились извинения Столяровой, которая заверяла, что все объясняется сложностями работы в прямом эфире, ситуация вызвала масштабную волну возмущения, в частности в соцсетях. Российской журналистке сразу же вспомнили многочисленные антиукраинские высказывания в соцсетях. Так, в 2014 году Столярова, которая тогда освещала конфликт на Донбассе для российского канала «РенТВ», в своих сообщениях на Facebook среди прочего призывала ввести в Украину российские войска, называла участников Революции Достоинства «нациками», хвасталась фотографиями с боевиками и все такое прочее в том же духе. В комментарии изданию «Детектор медиа» журналистка объяснила такое свое тогдашнее поведение желанием войти в доверие к людям, среди которых ей тогда приходилось работать, а также сохранить лояльность канала «РенТВ». В итоге после трех месяцев на войне Столярова, по ее словам, «начала смотреть на вещи совсем по-другому». Очевидно, именно под воздействием такой «переоценки ценностей» еще в 2014 она переезжает в «ненавистный» Киев и сразу же начинает сотрудничать с одним из самых рейтинговых украинских телеканалов. Кстати, некоторые отечественные медиа написали тогда, что Столярову пригласил на «Интер» скандальный российский политтехнолог Игорь Шувалов.
Кстати, реакция «Интера» на скандал не заставила себя долго ждать. Правда, вместо извинений в официальном заявлении, опубликованном на сайте, вещатель поспешил отмежеваться от Столяровой и программы «Подробности недели». Всю ответственность канал переложил на компанию «Национальные информационные системы», которая, собственно, и занимается производством продукта. Через три дня после скандала НИС таки уволили Столярову «по согласию сторон».
Удивительно оперативно среагировала на ситуацию и СБУ. В среду спикер Службы Елена Гитлянская сообщила, что после проведения следственных действий, связанных с нецензурными высказываниями Столяровой, а также с ее возможным участием в террористических организациях «ДНР» и «ЛНР», СБУ приняло решение... сократить срок пребывания российской гражданки на территории Украины и запретить ей въезд сроком на пять лет. Изгнание — это, конечно, не слишком строгое наказание за терроризм. Но...
Понятно, что все нелепые оправдания «журналистки» и даже вмешательство отечественной госбезопасности не могли успокоить общественность. Вчера в столице прошло сразу несколько акций протеста: активисты «Азова» и «Правого сектора» блокировали вход в офис «Интера», требуя увольнения прокремлевского руководства канала, а ОО «Вільні люди» и «Молодежный националистический конгресс» пикетировали Киевский апелляционный административный суд с требованием лишить «Интер» лицензии.
Возмущение экспертов и активистов — вполне оправдано, но немного запоздалое. Ведь скандал со Столяровой — лишь яркий пример, подтвердивший те угрожающие тенденции в отечественном медиапространстве, о которых уже неоднократно писал «День». Каким образом появление персонажа типа Столяровой среди руководства одной из наиболее популярных украинских телепрограмм вообще стало возможным? Неужели, если бы не скандал с бранью в прямом эфире, СБУ и Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания не заметили бы этого? Почему политики и эксперты считают приемлемым для себя сотрудничать и появляться в эфире СМИ, за которыми без особого труда просматриваются «ниточки», ведущие к Кремлю? Иностранные граждане, чаще всего россияне, возглавляют целый ряд отечественных изданий. Это обстоятельство, а также прежде всего само содержание медийного продукта актуализируют вопрос о том, есть ли вообще в Украине украинское телевидение, украинское радио и в целом украинское информационное пространство? Через два года после начала российской агрессии продемонстрировали, что медиавладельцы не способны самостоятельно ответить на этот вопрос. Кто же, в таком случае, должен им помочь?
Как рассказала в комментарии «Дню» первый заместитель председателя Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Ольга Герасимьюк, вчера на своем заседании Нацсовет постановил назначить проверку, которая должна выяснить, каким образом редакционные уставы «Интера» регулируют появление в его эфире новостийных программ, выпущенных НИС. «За то, что происходит в эфире, должен отвечать сам лицензиат, — убеждена Ольга Герасимьюк. — Представители «Интера» заверили нас, что извинения за нецензурную брань уже прозвучали в эфире в той же программе в то же время — мы проверим эту информацию. Я также предложила обратиться в Верховную Раду с предложением внести в законодательство изменения, которые бы регулировали работу иностранных граждан в информационных программах. Аналогичные нормы действуют в Польше (польское законодательство запрещает не гражданам возглавлять СМИ. — Авт.) Кроме того, Нацсовет подготовит обращение к СБУ с просьбой выяснить, кто из иностранных граждан работает в медийной сфере. Хочу отметить то, что об «охоте на ведьм» речь не идет, ведь мы осознаем, что многие иностранцы сегодня искренне стремятся помочь нашей стране — проверка должна быть тщательной и базироваться на законных основаниях. Разговоры о медийных влияниях страны-агрессора идут уже давно. Много вопросов вызывает структура медиасобственности отечественных СМИ. Убеждена, что ответы на эти вызовы должны, среди прочего, формироваться на законодательном уровне, а также на уровне служб госбезопасности».
Выпуск газеты №:
№34-35, (2016)Section
Медиа