«Сказочная Русь» с несказочным подтекстом
Какую цель преследовал «Квартал 95», создавая мультфильм с искаженными политическими акцентами и в стиле якобы русской культурной традиции?
На протяжении прошлой недели украинские пользователи в поисковике Google больше всего искали мультсериал «Сказочная Русь». Об этом сообщает «Медиа-бизнес». Творение студии «Квартал 95», премьера которого состоялась в программе «Вечерний Киев» на «1+1» 16 ноября (теперь были показаны две серии мультфильма) «взорвало» интернет-аудиторию и в то же время вызвало немало обсуждений на специализированных медиа-платформах. Неоднозначные посылы и цель авторов, а также юмор ниже плинтуса — такие в большинстве своем отзывы медиа-экспертов.
Нужно сказать, что перед тем, как основные проекты студии «Квартал 95» с началом октября «перекочевали» с «Интера» на «1+1», старательно распространялись слухи, что кварталовцы убегают на «плюсы» от цензуры. Поэтому ожидалось, что новый заявленный проект, который сами создатели охарактеризовали как политический мультфильм, будет чем-то вроде политической сатиры (согласно сюжету, современная политическая украинская действительность метафоризуется; действие происходит в царстве Сказочная Русь, которым правит Виктор ІІ). Впрочем, очевидно, авторы ставили перед собой иную цель. Сам Владимир Зеленский, который начитывает закадровый текст, говорит во второй серии: «Ну, не будем прогибаться, продолжаем издеваться». Помешало ли «кварталовцам» желание сделать мультфильм уж слишком «стебным», были ли у них другие скрытые мотивы — но качественной политической сатиры не вышло.
«Кварталовцам» отчаянно не хватило самого главного в политической сатире — возможности остро и точно отобразить главные тенденции, суть того, что происходит в стране. Поэтому вышло не смешно. «Сатира эта крайне бедна на актуальные политические аллюзии — ее персонажи пустые, плоские и стереотипные, а сюжетные ходы примитивные, — пишет в своей колонке «Казкова дурня за межею фолу» («Телекритика») Отар ДОВЖЕНКО. — ...Сатира эта, судя по первому выпуску «Сказочной Руси», хотя и опускается ниже пояса, но остается на удивление мягкой к представителям власти. Авторы будто и смеются над власти предержащими, однако делают ударение на самых невинных их недостатках. Азаров плохо говорит, Янукович любит поспать, Литвин дирижирует кукольным парламентом. Янукович, к тому же, «сильной рукой» (любимая постсовковая идеологема) дает пинка Шустеру, а придирчивую «собачку Мустафу» футболит за горизонт, пародийная же Тимошенко, заточенная в башне, фактически сознается в том, что «покупала по завышенной цене». Словом, в квазисатирическом мультфильме ненавязчиво расставлены акценты, выгодные власти».
Образы некоторых персонажей действительно не смешные, а скорее унизительные. Вспомним хотя бы «кролика Сеню», «Шляшко» или «собачку Мустафу». История с Мустафой Найемом (в мультфильме собачка принадлежит глашатаю Шустрому, всеми бывает бит, а в первой части еще и нюхает пятую точку царя) вообще вышла за рамки даже черного юмора. Однако лидер коммунистов Петр Симоненко бегает в костюме Робин Гуда и «злато часто забирает у богатых, вредных» (даже сказочное название этого персонажа «добрый Симоненин»).
«Это юмор, как говорят в России, — в петросяновском стиле ниже плинтуса. Больше здесь ничего не скажешь. Если это политическая сатира — то в стилистике, рассчитанной на жлобскую аудиторию. Вот и все. За такое просто бьют по морде. Сто лет назад авторам бы не подали руки. Сейчас другие времена, конечно», — прокомментировал мультфильм медиа-эксперт, публицист Сергей ГРАБОВСКИЙ.
Впрочем, юмор за гранью фола — еще полбеды. Опаснее другое. Среднестатистический украинец эту сказочку воспринимает достаточно добродушно, а, соответственно, настоящие политики ассоциируются в его сознании с теми образами, которые навязывают «кварталовцы» — и не только в мультфильме «Сказочная Русь», но и в еженедельных выпусках «Вечернего квартала». В итоге утрачивается понимание реального положения вещей. Вопрос заключается лишь в одном: юмор «Квартала», на котором несколько лет «сидит» половина страны, — это целенаправленная манипуляция или следствие не слишком глубокого понимания страны, ее истории и общественных процессов самими создателями?
— Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на странную, если не сказать — неадекватную, художественную форму этого политмультфильма, — говорит в комментарии «Дню» киновед Владимир ВОЙТЕНКО. — Вся стилистика, да и образность (не стану их детально анализировать — для тех, кто видел, понятно) является почему-то заимствованной из русской культурной традиции, которая продолжается в настоящее время, скажем, в полнометражных анимационных фильмах питерской студии «Мельница». То есть если убрать звук, то это словно что-то о «сказочной России», как минимум. Когда же звук включить, то иногда кажется, что россиянами и сделано — целиком появляется образ государства failed state. Будто в подтверждение мысли, недавно выраженной в «Дне» Юрием Щербаком: «Тема Украины как failed state стала в последнее время особенно модной среди определенного круга русских политологов — «ожесточенных друзей Украины». Потому что все политические персонажи мультфильма предстают абсолютно неполноценными и опереточными ничтожествами, что легко укладывается в уже почти столетнюю традицию трактовки украинских государствообразующих интенций. Мол, ну какой еще может быть эта идея, если ее сплошь пытаются воплощать люди-ничтожества?.. Если же есть другие объяснения предлагаемых стилистики, образности и содержания, то интересно было бы их услышать. В конечном итоге, то, что все украинские политические персонажи выведены (пусть и в похожих одежах и декорациях) такими — это уже признаки какой-никакой сатиры, безусловно. Но, снова-таки, высмеиваются преимущественно не столько их политические поступки, сколько психофизические особенности и характеры, так называемые человеческие слабости (с разной мерой вкуса, временами — ниже пояса) и т. п. Мне можно возразить, мол, дальше будет. Ну, что будет, то и увидим. Увидели пока только это. И для кого-то это — чрезвычайно политсатирически и смело, что должно свидетельствовать о свободе слова в стране. Для кого-то это — в рамках разрешенного, с целью выпускания социального пара после выборов. Но к последнему тезису есть вопрос: «Если это кто-то позволяет, то в каком месте расположена сама «позволялка»?
Выпуск газеты №:
№219, (2012)Section
Медиа