Перейти к основному содержанию

«Смерть шпионам», слава СССР

23 февраля, в День защитника Отечества, на ТВ традиционно показывают фильмы о Второй мировой войне. Как такое кино может выступать неосоветской пропагандой — на примере ленты «Смерть шпионам»
20 февраля, 16:42
КАДР ИЗ СЕРИАЛА РЕЖИССЕРА СЕРГЕЯ ЛЯЛИНА «СМЕРТЬ ШПИОНАМ» / ФОТО С САЙТА SEEDOFF.NET

Продакшн-корпорация (или же, как она зовется официально, «группа компаний») Star Media продолжает воевать. Для нее еще не закончилась Вторая мировая война. Среди грандиозных планов Star Media — рассчитанный на два сезона сериал из 30-ти фильмов «Вторая мировая война: перезагрузка», посвященный узловым моментам истории с 1933 по 1945 гг., и полнометражный художественный фильм «Френтик» о малоизвестном военном эпизоде — базировании американских «летающих крепостей» на аэродроме под Полтавой в 1944 году — и связанных с этим событиях. Снято также немало военных телефильмов. Один из таких фильмов заслуживает особого внимания; собственно, речь идет о сериале, который по состоянию на сегодня имеет пять частей (или, иначе говоря, «сезонов», хотя части эти не всегда выходили ежегодно), соединенных общей тематикой и некоторыми героями, переходящими из ленты в ленту. Речь идет о «Смерти шпионам» («Смерть шпионам»), в котором действуют офицеры и генералы СМЕРШа — военной контрразведки — и НКВД.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ

Первая часть вышла на экраны в 2007 году, вторая — в 2008-ом, дальше идет перерыв (если кто не забыл, то разгорелся мировой финансовый кризис), а затем в 2012 году на телеэкраны выходят сразу три ленты, снятые совместно с «Беларусьфильмом». Первая часть называется просто «Смерть шпионам», без какого-либо особого подназвания, вторая — «Смерть шпионам-2», она имеет подназвание «Крым», три же последние части называются «Скрытый враг», «Лисья нора», «Ударная волна». Будет ли продолжение? Информация об этом отсутствует (по крайней мере официальная), но, исходя из того, что некоторые сюжетные линии предыдущих частей остались незавершенными, а спрос на подобные фильмы на телевидении (особенно российском) по понятным причинам значительный, можно предположить — зритель увидит и шестой, и седьмой «сезоны». А следовательно есть смысл говорить о сериале в его развитии и в отношении к зрителям. Ведь не только «Интер» щедро угощал украинскую аудиторию «Смертью шпионам»; этот сериал можно найти в Интернете по многочисленным адресам, и Star Media — а это очевидно — никак не возражает против этого.

«Смерть шпионам» — это не просто феномен массовой культуры, это — идеологический продукт, рассчитанный на широкую, прежде всего российскую, но и на украинскую, и белорусскую, аудиторию и призван способствовать формированию у нее определенных мировоззренческих и политических установок. Конечно, речь идет не о вульгарно-примитивных, но с незаурядной претензией на элитарность батальных сценах а la Михалков, а о достаточно жесткой экранной стилистике наподобие, условно говоря, ранней перестройки, когда Сталина и недостатки системы уже можно было выставлять в неприглядном свете, а саму советскую систему — еще нет. Иначе говоря, это стилистика 1987—1989 гг., с примесью идей тех диссидентских произведений, где была ощутима надежда на «социализм с человеческим лицом», который должен был бы прийти на смену действующему «нечеловеческому»; но при этом основы системы не ставились под сомнение, а наиболее неприятные сюжеты просто игнорировались.

КОРОТКО О СЮЖЕТАХ

Вот в пределах этой парадигмы и делался сериал «Смерть шпионам». С единственной (но существенной) поправкой: особого пиетета к контрразведке и оперативникам НКВД ни у сторонников «социализма с человеческим лицом», ни у «прорабов перестройки» не было замечено.

А теперь коротко о сюжетах «сезонов» сериала. Первая часть посвящена деятельности СМЕРШа летом 1944 года под Винницей, в районе, где была расположена ставка Гитлера. Советское правительство подозревает, что, отступая, нацисты по какой-то причине не вывезли документы о переговорах с руководителями СССР в 1942 году о перемирии (авторы фильма придерживаются гипотезы, что эти переговоры в кризисный момент на Восточном фронте велись на высоком уровне), а публикация их в печати нейтральных государств может разрушить отношения в антигитлеровской коалиции. Военная контрразведка получает задание добыть эти документы и разоблачить немецких шпионов, которые их тоже ищут. А в придачу в этом районе с людьми творится что-то непонятное; в СМЕРШе предполагают, что гитлеровцы испытывают здесь секретное оружие, способное влиять на человеческую психику. А если удастся надолго заморочить голову советским маршалам и генералам, которые вроде бы планируют собраться под Винницей для планирования наступательных операций, то это серьезно повлияет на весь ход войны.

«Смерть шпионам-2» имеет еще более крутой сюжет. Осень 1944 года. В Крыму, который за полгода до этого заняла Красная армия, в условиях абсолютной секретности готовится конференция лидеров трех победных государств — СССР, США и Великобритании. А в том, что грядет победа Объединенных Наций, уже не сомневается никто. Единственный шанс, который остается у нацистской Германии, — попробовать физически устранить «большую тройку» — Рузвельта, Сталина и Черчилля — вместе с их ближайшими соратниками и помощниками, ведь все они соберутся в Ялте в начале 1945 года. Немецкая разведка предварительно готовит диверсионно-террористическую операцию, и на ее пути опять становится СМЕРШ.

В отличие от предыдущих частей, «Скрытый враг» рассказывает о локальной ситуации. Опять-таки действие разворачивается в 1944 году и на территории Украины. Немецкая разведка получает задание взорвать важный железнодорожный мост, на котором «висит» магистраль, поддерживающая едва ли не весь фронт. Такая диверсия существенно ослабит наступательные возможности советских войск. Разумеется, кроме заброшенных самолетом диверсантов, в операции принимает участие глубоко замаскированный агент нацистов, хитрый и коварный, но бравые офицеры НКВД (в этот раз в фильме действует не СМЕРШ) препятствуют враждебным планам.

Следующая часть сериала опять выводит зрителя на уровень стратегии. Действие в фильме «Ударная волна» происходит в мае 1943 года. В Харькове в Физико-техническом институте, оказывается, еще до войны был спроектирован и построен урановый реактор, который советские войска при отступлении ни в октябре 1941-го, ни в марте 1943-го (а Харьков был взят Красной армией после Сталинградской битвы, но потом его опять сдали) не успели капитально разрушить. Следовательно нацисты отстроили этот реактор для проведения экспериментов, но теперь хотят его демонтировать и вывезти в Германию. Но им нужен не только реактор, но и один из его создателей — физик-ядерщик Шубников, который находится на контролируемой советскими войсками территории и притаился (ведь его за несколько лет до войны арестовали как «вредителя», но ему удалось бежать) под видом школьного сторожа. СМЕРШ становится на пути нацистских планов создания атомной бомбы — и добывает победу в этой игре с очень высокими ставками.

И, наконец, последняя — на сегодня — часть сериала «Смерть шпионам». Ее название — «Лисья нора». Беларусь, первая половина 1944 года. Красная армия планирует наступление. Но совершенно секретные документы, которые раскрывают планы этого наступления, захватила группа немецких разведчиков-диверсантов. И хотя за линию фронта документы не попали, потому что группа эта была обезврежена, но ее командир до того, как его взяли в плен, успел спрятать папку с документами в лесу. И пока план наступления не найден, стратегическая операция Красной армии находится под угрозой провала. Но и у немецкого командования этого плана нет. Поэтому оно посылает новую группу парашютистов, подобранную лично обер-диверсантом Отто Скорцени. Но разве способен какой-то там Скорцени переиграть контрразведчиков из СМЕРШа?

«СВОЙ» ТОТАЛИТАРИЗМ ЛУЧШЕ «ЧУЖОГО»?

Уже после беглого знакомства с главными сюжетными интригами сериала, думаю, понятна его главная установка: «свой», «отечественный», «родной», «советский» (можете сами продолжить синонимический ряд) тоталитаризм куда лучше «чужого», «иностранного». Следовательно верная служба ему является большой добродетелью, единственное, чего нельзя — это переходить в этой службе определенные пределы, быть неоправданно жестоким (оправданно — это можно), самовлюбленным, циничным и падким на деньги и житейские наслаждения. При этом наиболее идиотские команды высокого начальства надо тихонько саботировать, по мере возможности проводить свою линию, демонстрировать лояльность партии и правительства — и т. д., и т. п.. Что ж, на такую продукцию на значительной части постсоветского пространства есть не только властный, но и достаточно мощный (особенно в России и Беларуси) социальный заказ. А одновременно телепродукция такого сорта, которая господствует на телеэкранах России, Украины и Беларуси (наряду с талант-шоу, «мильными операми» и полицейско-криминальными сериалами), в свою очередь, формирует определенные мировоззренческие установки и социальный спрос на себя.

При этом, очевидно, «отбеливая» сталинский тоталитаризм (есть в нем недостатки, но это наша история, это родное.), авторы «Смерти шпионам» иногда используют грязные политические приемы. Скажем, вторая часть сериала («Крым») заканчивается такой надписью на экране: «11 февраля 1945 года Ялтинская конференция закончила свою работу. Решения, принятые Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем, создали такую систему мироустройства, которая позволила планете больше чем на полвека забыть о том, что такое война».

Как принято говорить, Геббельс отдыхает. О локальных войнах я молчу — их были десятки, нередко долговременных, с миллионными жертвами (например война во Вьетнаме, которая продолжалась с начала 1960-х до 1975 года или ирано-иракская война 1980—1988 гг.). А советское вторжение в Афганистан — что, его не было никогда? И подстрекаемых СССР войн на Ближнем Востоке  тоже? Но была в этот период и война особого рода — это война, которую Объединенные Нации вели в Корее против Сталина, Мао и Ким Ир Сена. И Черчилль (в то время опять британский премьер) посылал британцев воевать против Сталина и его сателлитов за те же идеалы и под теми же знаменами, что и против Гитлера и его сателлитов. Только чудом та война 1950—1953 годов, в которой потери всех сторон составляли больше двух миллионов людей, не переросла в ядерную.

Другого плана, но в этом же стиле — не менее грязный прием, призванный посмертно оплевать выдающегося исследователя Мирового океана Жак-Ива Кусто. Мол, все эти «буржуи» были против СССР, весь этот треклятый Запад. В первой части сериала утверждается, что вроде бы режим Виши (Франция) поставлял изобретенные Кусто акваланги немцам. Но Кусто был участником Движения Сопротивления. Участники первых экспериментов с аквалангом, они же его разработчики — Кусто, Ганьян и Дюма — скрывались от оккупантов, делали свое дело тайно от них. Серийный выпуск аквалангов был начат по окончанию боевых действий на территории Франции, а во время действия фильма (август 1944 года) этого не было. Даже больше: в августе 1944 года правительство Виши как раз собирало манатки, убегая из Франции, и вообще — с ноября 1942 года, когда нацисты оккупировали всю Францию, оно представляло собой сугубо номинальную власть. На первый взгляд, пустяк, но создается впечатление, что авторам фильма приятно походя оболгать всемирно-известных людей, борцов Сопротивления.

И еще одно. Действие трех «сезонов» сериала происходит на населенных преимущественно украинцами землях (хотя Старый Оскол из «Ударной волны» и расположен на территории Российской Федерации, но это Слобожанщина, где тогда в быту господствовал украинский язык). И что мы видим и слышим? Немцы почему-то между собой разговаривают на немецком, россияне — на русском, а украинцы... тоже на русском, даже в селах. Изредка из уст некоторых эпизодических персонажей звучит либо «тарапуньковский сленг» украинского языка, либо украинские слова, вымолвленные с московским акцентом. ГадЯч — так называет свою «малую родину» вроде бы уроженец этого города. Знаете, Украина без украинцев — так далеко даже нацисты в своих планах не заходили.

КИНОЛЯПЫ

В сравнении со всем этим пирсинг у одной из героинь «Смерть шпионам-1» (сельской девушки!) и разговор персонажей этого фильма летом 1944 года о ленте «Подвиг разведчика», которая вышла на экран в 1947 году, — это мелочи. Так же, как и бетонные шпалы вместо деревянных на железной дороге, как и китайские ножницы с покрытыми пластиком ушками. Так же, как и хорошо выбритые герои и накрашенные героини, даже тогда, когда они — по сюжету — несколько суток блуждают по лесным чащам.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать