Перейти к основному содержанию

СМИ и выборы

Как это происходит в Норвегии
12 сентября, 17:00
ЛИДЕР ПАРТИИ КОНСЕРВАТОРОВ ЭРНА СОЛБЕРГ, ВЫИГРАВШАЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ, СОБРАЛА МЕДИЙЩИКОВ ВСЕХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ СМИ СТРАНЫ / ФОТО РЕЙТЕР

Парламентские выборы в Норвегии в этом году были необычно напряженными. Причина — новый вызов, который бывает редко: это смена власти после восьмилетнего пребывания у руля государства левоцентристской коалиции во главе с премьером Йенсом Столтенбергом. Об этом сообщила Берит Линдеман из Норвежского Хельсинского комитета во время встречи с 35 наблюдателями из стран СНГ.

По ее словам, обычно на выборах в Норвегии не бывает наблюдателей от ОБСЕ. И это объясняется тем, что Норвегия — демократическая страна. «Здесь люди верят, что после голосования результат их волеизъявления полностью будет отражать действительные настроения в обществе. И еще — что голосование будет честно подсчитано. У нас все построено на вере в честность», — отметила Берит Линдеман.

Редактор журнала «Журналист» (Journalisten.no), издающегося Ассоциацией журналистов Норвегии с 1917 года, Хельге Огрим отметил, что, начиная с августа, нынешняя кампания является главной новостью в газетах и СМИ. Только одна новость перебила выборы — убийство девушки, и только потому, что убийства в Норвегии — редкость. По его словам, для анализа ситуации необходимо учитывать контекст: Норвегия — страна стабильной дипломатии, гармоничного общества и высокого уровня благосостояния.

СТАНДАРТЫ

В Норвегии нет формальных правил относительно освещения в СМИ выборов. Исключением являются государственные радио и телеканалы, для которых существует свод правил, являющихся результатом усилий и наработок самих журналистов. Другими словами, государство не имеет никакого отношения к СМИ.

Первое правило, отметил Огрим, заключается в том, что журналист не может выступать одновременно и политиком, и журналистом. Освещение в СМИ событий должно быть обширным и глубоким. Второе правило касается того, что в освещении событий надо избегать использования анонимных источников. Если такое и происходит, то должно быть предоставлено объяснение этого. Журналисты должны точно отражать мнение человека, которого они цитируют. Нельзя вырывать цитату из контекста. Если есть жалобы от людей, которых неправильно процитировали или исказили их мнение, то их — жалобы — рассматривает специальный орган по этическому поведению. И тогда надо напечатать опровержение и исправление. И в этом случае журналист должен оплатить расходы на рассмотрение жалобы комиссии по этике.

Государственный телеканал NRK, существующий с 1930 года, получает лицензию от государства и, согласно инструкциям, он должен сбалансировано освещать политические партии и не может игнорировать те, которые считает плохими.

Коммерческий телеканал TV2 хотя и не имеет инструкций, но придерживается подобных стандартов в освещении кампании как NRK, потому что зрители привыкли к такой форме.

Что касается партийных приверженностей газет, то это имело место 30 лет назад, сказал Огрим, а теперь такой связи с партиями нет. Во всем спектре печатных СМИ сегодня доминируют центристские газеты.

Ввиду того, что норвежское общество является гармоничным, в канун выборов не было ощутимо желание фатального изменения, отметил пан Огрим. По его словам, норвежские политики в целом не коррумпированы, а следовательно — у граждан есть доступ к политикам, а у государства нет желания радикальных изменений в обществе.

С другой стороны, существует критика относительно того, как СМИ освещают эти выборы, в частности обнаруживают приверженность приоритетам левого крыла. Другими словами, отсутствует полный нейтралитет. Это объясняется тем, рассказал Огрим, что большинство журналистов ассоциируют себя преимущественно с левым крылом или центром. Правые консерваторы критикуют СМИ за это, в частности государственный телеканал NRK они называют ARK, где первая буква А — название Рабочей партии.

Другое замечание Огрима относительно СМИ заключается в том, что пресса по большей части пишет, кто и что сказал, а меньше дает анализ, куда это может привести страну. Политические журналисты видят мир в узком тоннеле, считает пан Огрим.

В таких сложившихся условиях и традициях прослеживаются личности, которые хотят нарушить такой порядок, — блогеры. Этот новый феномен, отметил норвежских журналист, приводит к изменениям в СМИ. Это проявляется в том, что некоторые проблемы, которые редко обсуждались, теперь стали темой острой дискуссии. Именно блогеры, сказал Огрим, затронули тему, о которой СМИ не хотели писать. Речь идет об экономической составляющей иммиграции, иначе говоря, сколько стоит иммиграция, как это изменит бюджет или повлияет на зарплаты. И сегодня начинается дискуссия, нужно ли государству тратить на это больше средств.

В принципе журналисты могут влиять на выборы, но не в значительной степени. Это заметно по тому, каким политическим партиям они симпатизируют и деятельность каких больше освещают, а каких, наоборот, очень мало. В частности, как сказал Огрим, сегодня СМИ много внимания уделяют зеленой партии и коммунистической партии.

ДВА ТИПА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ

Огрим отметил, что в Норвегии есть два типа политических журналистов. Первый тип представляют политические редакторы, которых во время выборов можно видеть пять-семь дней на экранах в качестве политических комментаторов. Второй тип журналистов — это smart (умные) журналисты, которые могут turn the table (перевернуть стол) или, другими словами, повернуть ситуацию благодаря тому, что они добираются до истины в потоке информации.

Еще одним недостатком норвежских СМИ является то, что они не очень отслеживают обещания политиков. В этом вопросе активна обычно оппозиция, которая дает потом повод СМИ писать статьи об этом. И здесь надо отдать должное блогерам, сказал Огрим, которые внимательнее и чувствительнее относятся к этому.

Контент норвежских газет на веб-сайтах почти полностью доступный свободно без оплаты, сказал журналист газеты Dagbladet Эилин Фриш Флюдал. По его словам, исключением являются эксклюзивные материалы, за которые берут небольшую плату. Здесь расчет на получение рекламы, которая размещается на веб-сайте. И чем больше людей заходят на сайт, тем легче привлечь рекламодателей.

Журналистами в Норвегии обычно становятся после окончания вуза, где есть специальность журналистика. Но можно стать журналистом и без такого образования, как это было в случае собеседника, журналиста из газеты Dagbladet Эйнара Хагваага, который 10—15 лет пишет редакторские колонки, комментарии и аналитические статьи. По образованию он историк, но как-то по окончании университета ему пришлось написать несколько статей и он решил стать журналистом. По его словам, в газете Dagbladet работает 140 журналистов. При этом минимальная зарплата начинающего журналиста — 60 тыс. долларов в год, не считая разных доплат. У солидного журналиста зарплата превышает 100 тыс. долларов в год, а у некоторых очень известных журналистов достигает 135 тыс. долларов. Но при этом, отмечает Хагваага, надо учитывать, что налоги в Норвегии составляют 46 процентов.

УСЛОВИЯ РАБОТЫ

Продолжительность рабочего дня журналистов в Норвегии — 7 часов 30 минут. Работают они, по большей части, посменно, при этом первая смена начинается в пять часов утра, когда на работу выходит один журналист; в семь утра к нему присоединяются еще два, а позже подходят остальные. Больше всего медийщиков приходит на свою смену после обеда. С полуночи до пяти утра в редакции, как правило, остается дежурить один журналист.

Как отметил Хагваага, в газете не очень поощряют сверхурочную работу, ведь за это надо доплачивать. За работу в выходные доплата составляет от 50 до 100 процентов. И по большей части пытается дополнительно работать молодежь, а опытные журналисты дорожат больше свободным временем.

Хагваага сказал, что у журналистов есть сильная защита благодаря Национальному союзу журналистов, который определяет базовый уровень оплаты. Профсоюзы журналистов на местном уровне могут в переговорах с владельцами газеты договориться об увеличении оплаты, но незначительном. Уволить журналиста без согласия местного профсоюза журналистов практически невозможно. Разве что основанием для этого являются кражи, растрата средств или невыход на работу. Кроме этого, у норвежских журналистов неплохое медицинское обслуживание. Например, сотрудники газеты Dagbladet бесплатно обслуживаются в поликлинике, которая расположена в центре Осло. За все платит газета.

Конечно, многие украинские журналисты хотели бы иметь подобную высокую зарплату, но, по-видимому, надо считаться с тем, что Украина — не Норвегия, у которой ВВП на душу населения достигает 60 тыс. долларов и которая является страной высокого благосостояния.

А стандарты журналистики не должны зависеть от того, где живет журналист. И в Украине он должен держать планку высоко, как в Норвегии или в других странах, где журналистика является престижным и высокооплачиваемым трудом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать