Сто цветов китайского телевидения

«КОМПЛЕКТЫ ТЕЛЕПРОГРАММ»
Телевидение великой азиатской державы поражает прежде всего масштабом. На центральной телестудии Китая работает около 10 тысяч человек, потенциальная аудитория — до 1 млрд.100 млн. зрителей. Не скрывает ТВ и свой доход — 723 миллиона долларов США. А средний тираж специализированного издания «Телевизионная газета Китая» — три миллиона. Три четверти программ — собственного производства, а общий объем вещания Центрального телевидения составляет 240 часов в сутки. Передвижная наземная спутниковая система в любое время и в любом месте может осуществлять прямой эфир с места важнейших событий. О каких-либо идеологических особенностях ТВ страны, где руководит коммунистическая партия, узнать не удалось, поэтому будем и дальше оперировать только цифрами и фактами.
Первая телетрансляция Пекинского (ныне Центрального) ТВ в Китайской Народной Республике состоялась 1 мая 1958 года. А сейчас каждый телевизор в Китае принимает более тридцати каналов. Разнообразие это создается за счет внутренних резервов. Прежде всего, это десять каналов Центрального государственного телевидения (английская аббревиатура — CCTV). Зрители, в частности, могут смотреть такие каналы, или, как их тут называют, «комплекты телевизионных программ»: новостийный; экономика-быт-сфера обслуживания; культура; международный (на китайском языке); спорт; фильмы; сельское хозяйство-молодежь-армия; канал на английском языке, научно- технический; развлекательный; музыкальный; театральный; разноплановый семейный канал и, наконец, канал для западного региона.
Существует и специальный общеобразовательный канал — по нему передаются только лекции по предметам высшей и средней школы. Каждая из 33 китайских провинций имеет свой канал, который могут принимать практически по всей стране — сигнал передается через спутник. Каналы есть и у городов, районов и уездов — по всей стране это свыше 3000 телестанций. Вместе с Центральным телевидением, спутниковой и наземной сетью — это самая крупная в мире телесеть. Если в 1985 году телевизор был в семьях 68,4% китайцев, то по данным на 2001-й год — 94,2%, проблемы с сигналом есть только в отдаленных горных районах. Кабельное ТВ развито меньше. В 2001-м году его смотрели немногим более 9 млн.
Свой международный — CCTV4 — Китай ретранслирует по всему миру круглосуточно (киевские зрители могут его принимать с помощью кабельного телевидения). Он рассказывает о том, как в Китае обстоят дела в политике, экономике, культуре, а своим гражданам — о мировых новостях, поскольку этот канал доступен и самим китайцам. Информационный блок CCTV 4 подпитывает ведущее государственное информационное агентство Синьхуа, имеющее отделения в 100 с лишним странах. Деловые связи китайские телевизионщики поддерживают с более 208 телевизионными организациями в 134 странах мира.
Одним из крупнейших в Азии рынком по обмену, купле-продаже телепрограмм стал Шанхай. Ежегодно там устраиваются Дни телевидения — проводятся конкурсы, присуждаются национальные премии, устраиваются ярмарки телеаппаратуры.
ИМПЕРАТОРЫ РЕЙТИНГА
Даже при простом перечислении каналов заметен крен в сторону образования. По телевизору можно учиться игре на рояле и слушать рассказы китайских писателей. Три раза в день идет короткая передача «Самые популярные китайские пословицы». Канал культуры транслирует оперные спектакли с комментарием специалиста «Учение пекинской оперы», а спортивный — гимнастику цигун. Телеклуб «Медицина» знакомит с народными рецептами из трав.
Наиболее рейтинговые и прибыльные передачи — детские. В китайской семье пульт находится в руках у ребенка. После того, как китайцам разрешили иметь только одного ребенка в семье, дети стали просто предметом домашнего культа, их так и называют — маленькие императоры. Маленькие жители Китая особенно любят мультфильмы и игровые программы.
И только после восьми вечера наступает время для взрослых программ. Как и мы, китайцы не представляют себе жизни без новостей, развлекательных программ, ток-шоу и телесериалов. Мода на реал-шоу обошла китайское телевидение стороной. Связано ли это с идеологическими или национальными особенностями, но на китайском ТВ не увидишь сцен насилия и других неприглядных сторон человеческой натуры. Эстрадные певицы одеты модно, но скромно, а темы ток-шоу всегда в строгих рамках морали.
Эти же особенности у короля ТВ — сериалов. В Африке с помощью сериалов борются со СПИДом, в США агитируют за семейные ценности, а в Китае — настойчиво прививают национальные традиции. Исторические многосерийные саги напоминают о богатейшей культуре Китая. Сериалы на современном материале рассказывают о победе добра над злом, необходимости добрых отношений между людьми в семье и социуме в стиле реализма. Сомневаться в качественном уровне этих сериалов не приходится. Подъем в китайском кинематографе обеспечил кадрами и телевидение. Режиссеры Ван Сяошуай, Чжан Юань, Лоу Е и другие завоевывают первые места на престижных фестивалях, имеют и международный коммерческий успех.
Самое популярное ток-шоу — «Честные слова» — идет в субботу вечером. Любимец публики Цуиюн Юань дирижирует дискуссиями на тему резонансных событий в стране. Высказываются и эксперты, и зрители в студии. Примерно такая же схема у ток- шоу «Диалог» на экономические темы. Свой зритель у развлекательно-игровых шоу. Призы — пылесосы, сервизы, путевки — зарабатываются знаниями.
Изюминка национального телевидения — ежедневная кулинарная передача об одной из богатейших в мире китайской кухне. По одному дню в неделю посвящается наиболее известным: шанхайской, квантунской, сычуаньской, шантонской. Эти передачи снимаются в специализированных ресторанах. А в середине недели ведущий приглашает кулинаров- любителей в студию, и они демонстрируют свое мастерство. Четверг — день экзотической иностранной, чаще европейской кухни. Китайские хозяйки обожают эту программу. Борису Бурде и не снилась такая популярность, не говоря уже о численности аудитории.
«День» выражает благодарность г-же Ван Минь, второму секретарю Посольства Китайской Народной Республики в Украине, за помощь в подготовке материала.
Выпуск газеты №:
№127, (2003)Section
Медиа