«Сухой закон» от «Свободы»
В Верховной Раде Украины зарегистрировали новый законопроект относительно рекламы табачных, алкогольных и слабоалкогольных изделий, хотя предыдущий не выполняется3 июля четверо депутатов от партии «Свобода» подали на рассмотрение законодательную инициативу по поводу внесения изменений в статью 22 закона Украины «О рекламе». Изменения эти должны касаться рекламы табачных, алкогольных и слабоалкогольных изделий, в том числе и пива. Алексей Кайда, Анатолий Витив, Игорь Янкив и Ирина Сех предлагают упростить все подпункты и нюансы относительно запрещений и разрешений рекламирования, маркировки и спонсорства табачных и алкогольных компаний в тексте действующей редакции вышеупомянутой статьи. Список рекламных каналов и носителей, которые запрещено использовать для популяризации табачных и алкогольных изделий, планируют заменить предложением «Реклама алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива и табачных изделий, торговых марок, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные и/или слабоалко гольные напитки, пиво, табачные изделия запрещается в любой форме на всей территории Украины». Такое запрещение кажется странным, ведь в Украине не действует «сухой закон», и табачные изделия реали зуются абсолютно легально.
Но больше всего вопросов вызывает предложение изменений относительно регуляции спонсорства. Нардепы ратуют за полное запрещение спонсирования разнообразных публичных мероприятий с использованием торговых марок, под которыми выпускаются табачные изделия, алкогольные напитки, слабоалкогольные напитки и пиво. Тогда, когда в тексте действующей редакции статьи «О рекламе» запрещение использования логотипов не распространяется на алкогольную продукцию. К примеру, пиво «Черниговское» было официальным спонсором Евро-2012, и еще год назад телеканалы постоянно напоминали об этом своим зрителям. Если бы этот законопроект вступил в силу в прошлом году, такое важное для Украины спортивное событие осталось бы без ощутимого куска финансового пирога, ведь никто не хочет заниматься спонсорством «втихаря».
Мотивацию своих действий свободовцы изложили в объяснительной записке к законопроекту: «...именно реклама руководит и влияет на реализацию продукции, и именно в рекламе, которая будет популяризировать алкогольные, слабоалкогольные напитки и табачные изделия, используют методы психологического и физиологичного манипулирования, которым легко поддается человек, тем более подросток. Ведь нередко пиарные компании апеллируют к красивой, веселой, беззаботной жизни в своей рекламе, для которой необходимым атрибутом является продукция алкогольного или табачного производства».
— Нам нужно найти решение, которое позволило бы убрать из эфира телеканалов фактическую рекламу алкогольных изделий, которая сейчас подается под видом спонсорства, — комментирует для «Дня» медиа-юрист, юрист Института медиа-права Игорь РОЗКЛАДАЙ. — Общественный совет при Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания вот уже полгода пытается изменить ситуацию, но встречается с сопротивлением, ведь это не выгодно рынку. Однако полное запрещение рекламы табачной и алкогольной продукции, в том числе и пива, выглядит популистично. Такое постановление может вызвать сильный протест со стороны рынка и граждан. И это тогда, когда даже ныне действующий закон не во всем выполняют — есть нарушения, которые касаются рекламы в интернете, закон о запрещении курения тоже не действует, на улице масса торговцев, продающих папиросы, а милиция делает вид, что их не замечает. Лучше добиться выполнения законов на том уровне, на котором они сейчас прописаны, а не вводить тотальный запрет, — отмечает эксперт.
Сегодня, например, игнорируются некоторые пункты статьи 22-й «О рекламе» действующей редакции. Или производители пытаются найти путь в обход. Например, реклама табачных изделий запрещается в местах проведения массовых мероприятий политического, образовательного, религиозного, спортивного характера и развлекательных мероприятий, предназначенных для несовершеннолетних лиц. Однако если такие мероприятия будут проводить в городской среде, где масса внешней рекламы, в том числе и сигарет, никто не будет «подчищать» на несколько часов место проведения акции для несовершеннолетних. Что же касается рекламы алкогольных напитков, то она запрещена на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств общего пользования и метрополитена, однако в Киеве на красной ветви метро курсирует поезд, внешняя сторона вагонов которого полностью заклеена рекламой пива. А несколько лет назад торговая марка «Хортиця» додумалась продвигать свой алкогольный продукт под видом социальной рекламы, якобы просто рассказывая об острове Хортиця. И это уже не говоря о таких нарушениях, которые допускают все рекламные кампании табачных и алкогольных изделий, ведь продвижение этой продукции «не должно содержать изображения процесса курения табачных изделий или потребления алкогольных напитков» и «не может формировать мнение, что курение или употребление алкоголя является важным фактором достижения успеха в спортивной, социальной, сексуальной или других областях жизни».
Выпуск газеты №:
№125, (2013)Section
Медиа