Таинственный «Остров» Вадима Кастелли
Несколько лет назад Вадим Кастелли решил восстановить историческую справедливость и снять эту программу на родине. Согласно легенде (а все, что делает господин Кастелли, всегда окутано легендами), дать деньги на съемки он уговорил известного филантропа Джорджа Сороса, увидав его как-то случайно на улице Будапешта, также во время фестиваля. Среди спонсоров называют также посольство Нидерландов и посольство Канады. И вот, наконец, телешоу при активном участии известной радиожурналистки Вероники Маковий, выступившей на сей раз в роли сценариста, сняли.
С просьбой рассказать о новой программе подробнее «День» обратился непосредственно к Вадиму КАСТЕЛЛИ (надеемся, наши читатели оценят чувство юмора этого известного кинорежиссера).
— Сейчас игровые шоу — едва ли не самый популярный жанр на украинском ТВ. Почему, несмотря на это, вы все-таки решили снять еще одно?
— В доисторические времена на нашем телевидении существовало две формы игровых шоу: трансляции съездов КПСС и футбол. Потом первое исчезло. Москва почувствовала пробел и немедленно начала покупать или, скажем, одалживать импортные программы типа «Колеса фортуны», названного «Полем чудес», а мы по причине природного целомудрия и безденежья попытались заменить демонстрации ума, чести и совести прямыми эфирами из Верховной Рады. Масштаб вышел не тот, не прижилось. Но это еще было ничего, но потом как-то захирел и футбол. Вот тут уж стало плохо, и отечественному телевидению пришлось срочно придумывать другие игры. Занятие это оказалось вовсе не легким и не очень благодарным, ведь зритель так и рвется переключить свою кабельную кнопку и сравнить наше скромное телешоу с московским, или, точнее, одолженным импортным. И никак не хочет понять, что природное целомудрие и тому подобное (см. выше) не позволяют нам разгуляться и показать все, что имеется под одеждой, т.е. в душе (вспомните хотя бы, как решительно раздевались соседские красавицы в давнишнем телестриптизе российского шоумена Фоменко и как краснели наши девчата от отчаянных уговоров нашего Евгения Паперного расстегнуть хотя бы три пуговицы — так отворачивались, бедные, что из жалости к ним программу пришлось закрыть).
В результате отдельные более умные телекомпании пошли проверенным путем, и теперь на наших каналах можно увидеть самое интересное из всех возможных шоу, во всяком случае для мужчин, — футбол. Итальянский, английский, испанский... Зачем еще что-то придумывать?
Понимая все это, наша творческая группа (целомудренная и безденежная) сразу решила не изобретать никакого невиданного шоу, а снять вместо этого игровой ток-шоу-сериал. По-нашему, просто разговорную программу, но такую, где каждый играет кого-то другого — политика, судью, премьер-министра, банкира... Но так играет, что аж чубы трещат.
— В чем «соль» вашей программы?
— Плыл как-то по морю большой корабль. Плыл себе, плыл — и вдруг потонул... Но люди не растерялись и выплыли. Видят: остров неподалеку. Поплыли они к нему — и спаслись! А потом сели и задумались: как теперь жить? Что делать?
Так начинается ток-шоу-сериал «Наш Остров». Остров нашелся недалеко от Оболони под Киевом, по форме он несколько напоминает Украину, разве что с пальмами, бананами и кокосами. Здесь и поселились наши «жертвы крушения», которые в течение 12 передач обсуждают, как им устроить жизнь — фактически, как с нуля построить новое, идеальное общество.
Для кого эта программа? Если вам не безразлично, в какой стране вы живете, что происходит вокруг, если вы хотели бы что-то изменить — «Наш Остров» для вас. Представьте, что вам предоставили бы возможность самому стать министром, или членом парламента, или даже президентом и начать все сначала. Ну разве бы вы повторили все те ошибки, которые не дают нам жить богато? Безусловно, вы все сделали бы иначе и преобразовали бы свою страну в самую счастливую в мире! Именно это и делают на Острове участники программы.
— Кстати, кто они?
— Их 36 — непохожих по возрасту (от студентов до пенсионеров), профессиям (от поэта до охранника) и взглядам (от анархистов до монархистов). Всем им пришлось пройти несколько сложных отборочных туров, чтобы среди многих претендентов завоевать право стать островитянами. Все они хотят одного: сделать Остров самым лучшим во всех морях и океанах. Но почему-то в процессе этого они ссорятся, ругаются, чуть ли не дерутся... А еще — находят и делят золото, выбирают себе правительство, влюбляются, судят преступников, отбивают нападение злющих туземцев...
Все это зрители увидят в телесериале «Наш Остров». Увидят они и известных политических и общественных деятелей, которые также внимательно следили за развитием островных событий и комментировали их. Зрители и сами могут принять в программе участие, ведь в каждой из 12 серий им ставятся вопросы, на которые они в течение недели могут ответить. За самые интересные ответы (которые не обязательно должны совпадать с решениями большинства) зрителям будут вручаться призы!
Еще раз хочу обратить внимание: призы достанутся зрителям программы, а не участникам. Единственной наградой женской половине Острова были ободряющие взгляды бородатого Робинзона (ведущего ток- шоу), а его очаровательная подруга- дикарка Пятница вдохновляла мужчин. Возможно, именно потому, что победителям не было обещано никаких квартир или джипов, никто из них не стремился сесть за стекло или стать последним героем. Никто никого не выгонял, не продавал, не отдавал акулам. А если кто-то и швырял в кого-то сгоряча кокосом, то исключительно из-за разногласий во взглядах. Ибо взгляды свои островитяне отстаивали изо всех сил. Как говорил один из участников программы, Денис, который ни днем ни ночью не снимал со своей майки комсомольского значка: «Я, как и вся прогрессивная молодежь, считаю...». А другой островитянин, Василий из далекого города Обухова, так прямо и заявлял: «Отступать некуда, позади — Обухов».
— Судя из вышесказанного, у зрителей программы могут возникнуть те или иные аналогии с реальной, в частности политической, жизнью страны. Какие именно, как вы считаете?
— Как пишут в предисловиях к иностранным книгам, любое сходство героев с живыми или мертвыми реальными лицами является случайным. Участники нашего эксперимента оставили все свои будничные дела и погрузились в героическую трехмесячную жизнь на Острове именно ради того, чтобы построить там что-то совсем не такое, как у нас здесь. Ведь когда видишь ошибки, совершенные другими, зачем их повторять? Смотрите сами: за время пребывания на Острове его обитателям удалось провозгласить независимость от соседнего материка, разделить землю на огромное общее (колхозное) поле и множество частных (приусадебных) участков, учредить множество партий, избрать Парламент и начать собирать компромат на его членов, осудить нескольких невиновных людей, распустить армию и даже обвинить премьер-министра в мошенничестве. Те есть, если кто-то и видит какие-то «аналогии», тот явно нам не друг и стремится испортить наш славный имидж. А если еще добавить, что женщин на Острове меньше, чем мужчин, Главного прокурора зовут Гюрза, а президента нет вообще — ну просто ничего похожего на украинские будни.
— Будет ли у вашего проекта продолжение?
— Будет. Недавно наша творческая группа получила предложение от Международного фонда им. Томаса Мора предоставить нам в аренду целых пять островов в одном из южных морей. Идея нового проекта заключается в том, чтобы заселить каждый остров представителями одной политической силы (т.е. в общем пяти различных сил) и устроить между ними соревнование: кто быстрее построит идеальное общество? Скоро мы начинаем переговоры с ведущими партиями и блоками. Мы также будем отбирать претендентов индивидуально как среди проверенных бойцов, участников нынешней программы (все они выразили желание отправиться на юг), так и среди зрителей телесериала, приславших нам самые лучшие письма. Поэтому потенциально мы можем сказать каждому из вас: «До встречи на Нашем Острове!»
Выпуск газеты №:
№20, (2002)Section
Медиа