Такая сериальная жизнь...

Не столь давно сериалы производства канала «1+1» были наперечет, хотя их создатели и пытались работать в соответствии с присказкой — «лучше меньше, да лучше». Но времена простейшей арифметики для одного из лидеров украинского телерынка, похоже, прошли. Большинство проектов, которые уже вышли или появятся в эфире канала, имеют один общий корень — компанию-производителя «Украинская медийная группа». По словам ее генерального директора Николая ШЕВЧЕНКО, это абсолютно самостоятельное предприятие, подключенное к единой кровеносной системе — телеканалам двух стран, украинскому «1+1» и российскому СТС. И создавалось с нуля. Даже с минуса. Номинально оно существует с февраля 2004 года.
— Если возникла «Укрмедиагруппа», значит, это зачем-то да нужно. Николай Федорович, что за последнее время изменилось на украинском телерынке?
— Мы всегда на шаг отстаем от поезда по отношению к России. Там процесс кино- и сериального производства идет уже давно и достаточно успешно. Поскольку есть интерес зрителя к кино — поднимается система кинопроката. То, что наши отечественные сериалы оказались востребованным продуктом, стало для телепроизводителей огромным толчком. Желание создавать свои телепроекты было всегда. Но только когда желание совпало с возможностями, что-то начало получаться.
— Многие понимают деятельность продюсера по-своему. Одни считают, что продюсер — это человек, который может достать деньги под проект. Другие — что это тот, кто наперед видит результаты. Как вы определяете функцию продюсера?
— Продюсер — это все. Конечно, прежде всего это человек, который в момент зарождения проекта видит его конечный результат. Который может соединить воедино все звенья цепи, чтобы получилась цельная вещь. Чтобы и финансирование, и актеры, и сценарный материал были на уровне, и в результате вышел достойный продукт. Просто достать деньги и не вести проект, не участвовать в его создании — это больше функция финансиста, чем продюсера. Последний же заинтересован в окончательном продукте, и он должен представлять все его слагаемые. С моей точки зрения, это и есть продюсер.
— А с момента возникновения «Укрмедиагруппы» какие проекты уже реализованы?
— Андрей Дончик закончил «Украдене щастя», который только что прошел в эфире «1+1». Это тотально украинский проект, на 100% национальный продукт, достойный быть выдвинутым даже на государственную премию. Он рассчитан на украинского зрителя, но сейчас ведутся переговоры, чтобы показать его и в России. Чуть позже зрителей канала ожидает еще одна наша премьера — романтический сериал с участием Бориса Невзорова, Натальи Вдовиной и Льва Дурова «Новый русский романс», который снял Андрей Праченко. А на прошлой неделе из Праги вернулась съемочная группа Галины Шигаевой: она завершает работу над комедийно-лирическим сериалом «Подарок судьбы». В монтажном периоде находится великолепный новогодний мюзикл «Али-Баба и сорок разбойников». У Анатолия Матешко, который снимает детективы по книгам Татьяны Устиновой, уже готовы шесть серий первого цикла «Миф об идеальном мужчине», и сейчас он делает продолжение — «Подруга особого назначения».
— Ваше производство ориентировано только на сериалы или есть и кинопроекты?
— В принципе, Андрей Дончик снимал современную версию пьесы Ивана Франко как кино. Кроме сериала, у нас есть и киновариант «Украденного счастья», который мы делали совместно с Министерством культуры и искусств Украины. Точно так же, как и у Шигаевой есть киновариант «Подарка судьбы». Кроме того, мы участвуем в создании военной картины Федора Бондарчука «Девятая рота».
— С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться во время работы над проектами?
— Бывают разные сложности. Можно себе представить в главных ролях актеров первого эшелона, а оказывается, что это либо невыгодно материально, либо кто-то занят. То есть надо что- то менять, искать другие варианты. В каждом проекте свои особенности. С Дончиком была большая проблема в том, что его сериал создавался на материале Франко, а у Андрея есть свои, правильные, как показала сегодняшняя ситуация, требования. Он снимал достаточно тщательно, и это сказывалось на рабочем графике.
— «Украденное счастье» снималось дольше, чем планировалось?
— Да. Но в свое время я работал с ним над фильмом «Кислородный голод» и в общем знал, чего ожидать. У него стальной творческий стержень, он добивается того, чего хочет. Поэтому, учитывая щепетильность Дончика, мы специально сделали календарный план мягче, чем обычно. Слава Богу, фильм получился.
— А другие проекты — тот же «Подарок судьбы», «Новый русский романс»?..
— С «Подарком судьбы» были другие сложности. У нас сейчас начинается повышенный спрос на специалистов, на тех, кто может делать что-то самостоятельно. Имеются в виду творческие профессии — художник-постановщик, в первую очередь, затем второй режиссер, которых катастрофически не хватает, операторы, специалисты среднего звена... В то время, когда Шигаева начала работать над сериалом, мы столкнулись с тем, что нам не хватало специалистов. Были трудности в создании команды, которая бы устраивала режиссера и обладала творческим потенциалом.
— Оказывается, проблемы не только с актерами?
— В «Девятой роте», например, львиная доля проблем была связана с военными. Дело в том, что съемочная группа была московская, а мы помогали с армией. Ведь события картины развиваются в Афганистане, а войска, технику, взрывы, самолеты обеспечивала доблестная украинская армия. Вот здесь было очень важно, чтобы нас поддержало Министерство обороны Украины и все эти военные прелести позволило задействовать в съемках. «Девятую роту» мы снимали в Крыму более трех месяцев, и техника была необходима с первого до последнего кадра: вертолеты летали, танки ездили, взрывались машины. В кадре — натуральная, реальная война. Федор Бондарчук снимал большой, зрелищный блокбастер, и равного ему по размаху у нас еще не было.
— «Али-Баба и сорок разбойников» — тоже совместное творчество?
— Нет, это сугубо наш проект, в котором снимались московские звезды: Егор Дружинин в роли Али-Бабы, неожиданное перевоплощение Максима Леонидова, стопроцентное «злодейское» попадание — Дмитрий Нагиев. Съемки проходили в Бахчисарае, только пещера Али-Бабы находилась в одном из павильонов киностудии Довженко. Надо отметить, что костюмы в «Али-Бабе» — отдельное произведение искусства. Они создавались здесь, в Киеве, стилистом «1+1» Надей Кудрявцевой. У нее была своя команда, в которой были отдельные специалисты по обуви, бижутерии, головным уборам… Вообще, большая проблема была с костюмами. Например, в туфлях с загнутыми носками невозможно танцевать, но Надя нашла такого обувщика, что профессиональный хореограф Егор Дружинин ахнул, когда опробовал свои туфли. А потом: построить в Бахчисарае Персию — страну чудес — тоже не совсем легкая задача. Был очень жесткий график: у таких звезд свои четкие и заранее запланированные дела, и любое нарушение выбивало из расписания.
— А есть какие-то вещи, которые мешают работать продюсерам? Помимо капризов природы и людей?
— Бывает, что-то задуманное получается легко, а бывает, не получается вовсе. Вроде бы все правильно, без ошибок, а все равно не идет. Так происходит с проектом «Свадьба Барби», который мы делаем уже больше двух лет. Начинал его Дончик, затем сериал подхватил Виктор Придувалов, который до сих пор не может его закончить. Все время что- то мешает: последнее ЧП — тот вариант монтажа, который был в Москве, убит в монтажной машине. Самое смешное, что материал-то очень хороший, и фильм должен получиться модный и стильный.
— Тем не менее, сделано довольно много. За что вы планируете взяться в следующем году?
— Практически мы готовимся к тому, чтобы со следующего года абсолютно самостоятельно работали три линейки по производству. Первая линейка — это большие длинные сериалы. Может быть, не только для Украины, но с украинскими актерами.
— В стиле «Бедной Насти» и «Грехов отцов»?
— Дело в том, что есть два формата. «Бедная Настя» переписывается и дописывается в зависимости от зрительского интереса. То есть там сидит авторская и редакторская бригада, которая может кого-то убрать, кого-то добавить в сюжет, а может «убить». А есть форматные вещи — истории, которые хорошо прошли во всем мире и переписываются под наши реалии, наподобие «Моей прекрасной няни». Это жесткий формат, в отличии от гибкой «Бедной Насти». Мы собираемся начинать с более простой ситуации: берется достаточно известный проект, «переписывается» место действия, события и герои. Они погружаются в известную нам среду и таким образом снимаются 100 или 180 серий. Это первая линейка. Вторая — 12-серийные, 15-серийные сериалы: мелодрамы, детективы, популярные жанры. И третья линейка —художественные фильмы либо двухсерийные телевизионные продукты, имиджевые, национальные, как «Украдене щастя» Дончика. Эти три линейки должны работать параллельно, независимо.
— То есть, до сих пор все уже созданные проекты возникали спонтанно, а в следующем году вы хотите их расставить по полочкам?
— Так должно быть. Я забыл еще мюзиклы. Фактически их можно отнести и к первой национальной линейке, вместе с имиджевыми вещами и мыльными операми, потому что мы считаем это разовым продуктом.
— Учитывая вышеупомянутые сложности с кадрами, хватит ли сил?
— Вот это самая большая проблема. Технику можно поставить, купить или продать, а вот людей найти достаточно трудно. Тех, кто есть, достаточно немного и, помимо этого, они еще и участвуют в разных проектах. Ко мне приходит очень много людей, я никого еще не отправил за ненадобностью. Поэтому работы хватает всем!
Выпуск газеты №:
№211, (2004)Section
Медиа