Перейти к основному содержанию

«Тем, кто умеет рассказывать истории, всегда найдется работа»

Обладатель гран-при World Press Photo — о неисчерпаемом потенциале для фотографии, авторском праве и Украине
20 февраля, 17:01
ФОТО С САЙТА WWW.WORLDPRESSPHOTO.ORG

Для американского фотографа Джона Станмейера нынешняя награда в самом престижном фотоконкурсе World Press Photo уже третья. Но если в 2000 году он взял первое и третье места в категории «фото с места события» за освещение протестов в Азии, то в этот раз Станмейер получил гран-при.

«Сигнал» — такое название фотографии-победителя. На ней изображены бедные африканские мигранты, которые вышли на берег около города Джибути, чтобы поймать дешевые телефонные сигналы из соседнего Сомали.

На своей странице в Facebook Джон Станмейер сознался, что когда делал этот снимок, то «чувствовал себя, будто фотографирую всех нас — вас, меня, наших братьев и сестер — всех, кто отчаянно пытается связаться со своими любимыми». «В этот нищенский период человеческой миграции, где одновременно переплетаются отчаянье и надежда, мы стремимся найти комфорт, ощущение равновесия, желания быть дома. Эта фотография сомалийцев, которые пытаются «поймать» сигнал, — образ всех нас, когда мы стоим на перекрестке человечества...», — написал фотограф.

РАБОТА РОССИЯНИНА ДАНИИЛА ТКАЧЕНКО «ПОБЕГ» ТОЖЕ ОДЕРЖАЛА ПОБЕДУ НА WORLD PRESS PHOTO / ФОТО С САЙТА WORLDPRESSPHOTO.ORG

С 1998 по 2008 Джон Станмейер сотрудничал с американским журналом Time, параллельно публиковал свои фото в National Geographic, с которым и до сих пор сотрудничает. Станмейер также — один из семи фотографов-основателей фотоагентства VII («Семь»), насчитывающего в настоящее время 30 фоторепортеров, которые специализируются на конфликтной тематике.

«День» решил поздравить господина Станмейера с его триумфом на World Press Photo-2014 и, пользуясь случаем, задать несколько вопросов.

— Почти 100% моей работы связано с социальными проблемами: рост бедности, запущенные болезни, вопросы безопасности, климата, воды, культурной деградации, — заметил Станмейер. — Для меня как фотографа — это и есть главные темы. Когда делал победное фото, то работал для журнала National Geographic о человеческой миграции в Африке, которая началась 50-60 тыс. лет назад. Будучи людьми, мы потенциально куда-то мигрируем даже сегодня. Вы можете устроиться на работу в Украине, а затем найти работу за ее пределами, и это будет означать, что вы будете мигрировать, чтобы получить возможности. Но для кого-то эти возможности полезны, а для других это может быть отчаянным поиском возможностей.

— Сегодня актуальна тема сохранения авторских прав. Как вы считаете, фотографы могут бороться с пиратством и кражей своих фотографий?

— Я даже не знаю, можем ли мы в этом победить, но мы можем оградить это путем объяснения в онлайн важности этого. Критический момент для фотографов в этом вопросе — нанесение водяных знаков на свои снимки, чтобы закрепить их за собой. Это также будет означать, что вы имеете авторское право на этот снимок. Другим будет сложно или проблематично использовать эти фотографии.

Можно ли сказать, что картинка на читателя влияет на уровне с текстом?

— Однозначно ответить трудно, поскольку все зависит от сознания читателя — нравится ему чтение или просто пересмотр картинок. Я считаю, что текст с иллюстрациями составляют очень важный баланс для самой коммуникации. У кого-то, может, нет времени на чтение, и он может увидеть фотографии, прочитать текстовки и вернуться позже к самому тексту. Мы все работаем над созданием большего потенциала для коммуникации.

Каким вы видите будущее фотожурналистики?

— В будущем я вижу неисчерпаемый потенциал для фотографии, журналистики и коммуникации в целом. Социальные сети уже и в настоящее время стали новой формой издания материалов. Огромный потенциал можно увидеть и во всем мире, когда разные люди могут документировать то, что происходит вокруг и делиться очень важной информацией с другими. Фотограф может быть где угодно. Сейчас уникальное время коммуникации, которое, я думаю, также создают и сами фотографы. Если мы входим и не в новую эру, то в эру, которая имеет очень большой потенциал для коммуникации. Однако  гражданская журналистика в будущем профессию фотожурналиста не уничтожит. Многие могут сделать интересный или красивый снимок на свой телефон или на фотоаппарат, но тем, кто умеет рассказывать истории, будет всегда работа. Не все могут этим заниматься. Некоторые люди могут писать короткие сообщения или делать короткие посты на Facebook или в блоге, но много ли людей могут делать то, чем занимаетесь вы и ваша газета?

В вашей биографии сказано, что вы освещали социальные преобразования в Восточной Европе после падения коммунизма.

— Несколько лет тому назад мои странствия забросили меня в Румынию, Венгрию и бывшую Югославию. Вот такая моя связь с той частью Европы.

Следите ли за последними украинскими событиями?

— Да, я очень внимательно наблюдаю за ситуацией в вашей стране. То, что происходит, — очень серьезные вещи. Несколько лет тому назад я имел возможность побывать в Украине, готовя материал для National Geographic об Умани, о священной воде. В материале шла речь о духовном значении воды, и это был специальный выпуск журнала, посвященный воде. Когда я был в Украине, то попробовал замечательное блюдо — борщ! И все люди были очень приветливы к нам. Украину я запомнил как прекрасную страну, и я бы хотел еще побывать у вас и провести больше здесь времени.

СПРАВКА «Дня»

World Press Photo — всемирно известный международный конкурс репортажной фотографии, который проводится с 1955 года. Нынешний конкурс проходил в 57-й раз. В этом году в нем приняли участие 5 тысяч 754 фотографа и почти 98 тысяч работ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать