Перейти к основному содержанию

Тест на целостность мышления

Какие фильмы показали и какие должны были бы показать украинские каналы в связи с 70-й годовщиной победы над нацизмом
15 мая, 10:50

На протяжении последних недель перед отечественными телеканалами появилась непростая задача. Чуть ли не впервые за последние десятилетия Украина на наивысшем государственном уровне сделала попытку сформировать собственную концепцию празднования годовщины завершения Второй мировой войны. Верховная Рада приняла декоммунизационный пакет законов, а Украинский институт национальной памяти выпустил «Методичні матеріали до відзначення дня пам’яті та примирения та 70-ї річниці дня перемоги над нацизмом у Другій світовій війні». Украинские каналы, в свою очередь, тоже пытались найти свой путь, идя в ногу с новым тенденциями. Впрочем, попытка была неуверенной, а результат — половинчатым. Хотя советско-сталинского пафоса на экранах не было, или почти не было, предложить вместо этого собственное осмысленное виденье темы украинские каналы, за некоторыми исключениями, не смогли. Очевидно, это — задача на следующие месяцы и годы.

Чуть ли не меньше всего  почувствовали изменения на своих телеэкранах зрители «Интера». В эфирах от 9 мая об украинском измерении Второй мировой войны речь не шла. Максимум — в рамках марафона «Наша победа» можно было ознакомиться с жизненными историями отдельных наших соотечественников, которые прошли через ужас военных действий. Практически не было попыток осмыслить общий вклад украинского народа в победу над нацизмом, который сейчас отчаянно пытается опровергнуть Москва. Каким был украинский счет в войне, в которой наши соотечественники часто были вынуждены воевать по обе стороны фронта? Что именно означало завершение Второй мировой именно для Украины? Ответить на эти вопросы журналисты «Интера», кажется, даже не пытались. К сожалению, как и журналисты большинства (хотя и не всех) украинских каналов. Чуть ли не единственное исключение — документальный фильм Андрея Цаплиенко «Город, который предали» 2008 года выпуска, — об оккупации Киева. Однако его увидели лишь самые стойкие зрители — ленту демонстрировали... в 2:30 ночи. Днем же «Интер» показывал российский сериал «До свидания, мальчики» и концерт «Победа. Одна на всех», в рамках которого украинские исполнители пели русские песни о войне.

Из художественного контента в эфире отечественных каналов 8-9 мая в целом преобладали фильмы советского и американского производства. Украинских и европейских лент почти не было. Разве что «Україна» показала новый фильм Сергея Мокрицкого «Незламна» — о снайпере Людмиле Павличенко, а «2+2» — шведско-норвежский фильм «В белом плену» — о немецком и английском летчиках, которые волей судьбы вынуждены были вместе выживать в норвежском лесу.

В то же время, чуть ли не впервые, в эти выходные каналы продемонстрировали солидарность, которой так не хватает в журналистской среде. В понедельник 11 мая сразу шесть общенациональных вещателей (Первый, «1+1», «Интер», ICTV, СТБ и «Україна») показали премьеру документального фильма «Аеропорт» о «киборгах» — защитниках донецкого аэропорта. И хотя лента сразу же обусловила появление очень разных отзывов, в частности и со стороны непосредственных участников событий, следует отметить, что по соседству с программами, посвященными Второй мировой, она выглядела на удивление кстати. Фильм словно возвращал зрителей из прошлого в современность, поневоле вынуждая сравнивать события, между которыми протянулись десятилетия.

Содержательную дискуссию к 9 мая подготовил телеканал ZIK. В рамках телемарафона «Вторая мировая: от войны до войны» ведущие и гости сразу двух (киевской и львовской) студий, в которых были историки, политики,  военные и общественные деятели дискутировали, в частности, о том, что именно стоит отмечать — День победы или День памяти, готова ли Украина  отказаться от определения «Великая Отечественная война» и перейти на европейский формат почтения памяти жертв Второй мировой, а также проводили параллели между войной с нацизмом и нынешними событиями на востоке Украины. Разносторонний и прогрессивный взгляд на события 70-летней давности предложили зрителям также журналисты ТСН на «1+1». В своих сюжетах они, в частности, сделали, акцент на невероятных человеческих и экономических потерях Украины во Второй мировой, а также на том, что украинцы в той войне были пушечным мясом для обоих диктаторских режимов. Речь шла также о традициях отмечания 8-9 мая в разных странах. Не удивительно, что именно эти два канала в свое время приняли участие в освещении круглого стола «Вторая мировая война: украинский вклад, украинский подвиг, украинское виденье», который состоялся в редакции «Дня» (см. материал «Беспощадная память победы» в №72 от 17-18 апреля с.г.)

Собственно говоря, тему украинского измерения во Второй мировой войне наше издание обстоятельно осмысливает уже на протяжении многих лет. Прогрессивные труды, посвященные этой теме, можно найти и среди работ представителей нового поколения украинских историков. Поэтому никакого объективного оправдания отставанию отечественных телеканалов здесь нет — было бы желание. «В прошлом году я по просьбе Украинского института национальной памяти составил список фильмов о Второй мировой войне, которые стоит посмотреть, чтобы понять: победа над нацизмом ковалась всем человечеством, хотя СССР в силу, мягко говоря, специфики его руководителей, заплатил наивысшую цену, — рассказывает в комментарии «Дню» профессор, доктор исторических наук Юрий Шаповал. — Так вот, фактически ничего из того моего (конечно, субъективного) списка на экранах не было. Ну, хорошо — может идти речь о деньгах за право демонстрации. Но тогда возникает другой вопрос: почему не делать собственную продукцию? Почему не готовиться ко всемирно известной и ожидаемой дате? Ответ прост, как правда. Многим «телеидеологам» Украина как государство и украинская культура просто не нужны. А это (учитывая влияние телевидения на формирование сознания рядового гражданина) — уже не шутки. Здесь о национальной безопасности идет речь!» По мнению Юрия Шаповала, отмечание 8 и 9 мая этого года имело амбивалентный характер. «С одной стороны, очевидный прогресс, отход от нецивилизованных и лицемерных стандартов «празднования», внедренных во времена СССР, новая символика и даже признаки новой культуры отмечания на официальном уровне. С другой стороны — банализация даты со стороны СМИ и подавляющего большинства журналистского цеха, — считает профессор Шаповал. — Было приблизительно то же самое, как в период Майдана, когда омоновцев автоматически называли «стражами порядка», не вдумываясь в значение слова. Сейчас все время шла речь об «освобождении» и о «ветеранах». Следовательно, на обочине оказался вопрос, произошло ли освобождение Украины, которая побывав в жерновах нацистской диктатуры, оказалась в смертельных «объятиях» диктатуры сталинской. А другая проблема, связана с тем, а кто сейчас называет себя ветераном? Кто эти люди и сколько их реально осталось?»

СОВЕТСКОЕ КИНО О ВОЙНЕ: ЗАПРЕТИТЬ ИЛИ ПОНЯТЬ?

Казалось бы, в советских фильмах о войне, которые отечественные каналы уже традиционно транслируют каждый год в первой половине мая, ответа на эти вопросы не найти. Но это лишь на первый взгляд. Ведь кроме примитивных пропагандистских лент были и другие — их авторы пытались сказать чуть больше, чем позволяла тогдашняя цензура. «Есть фильмы, которые нужно показывать, — они были сделаны прогрессивными людьми, очень правильно, и будут делать свою прогрессивную работу в будущем, — рассказывает в интервью «Телекритике» главный редактор газеты «День» Лариса Ившина. — Например, «Холодное лето 53-го», который я рекомендую показывать в это время всем каналам. Он хоть прямо и не касается войны, но сейчас очень актуален для нас, поскольку показывает сталинизм и то, к чему он приводит. Этот фильм сделан в России, но сейчас, в условиях развития неосталинизма, он очень важен в Украине, — для осознания процесса. Так же рекомендую советские фильмы «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин». Но при этом есть множество русских или советских фильмов, которые нельзя транслировать без комментариев. Мне кажется, нужно, например,  показывать «Обыкновенный фашизм». Но после него, как и после других подобных лент, обязательно должна быть дискуссия экспертов, которые рассказывали бы, где в фильме манипуляция, где — искажение. Ведь в СССР было огромное количество фальсификаций, и людям приходилось десятилетиями искать строку правды в архивах, чтобы противостоять мегатоннам лжи о войне, которая вываливалась на головы советских граждан. Чтобы разобраться с этим сейчас, нужны и новые фильмы, в первую очередь документальные, и работа историков».

Конечно, старые советские, даже качественные фильмы, или же более новые ленты иностранного производства — далеко не наилучший инструмент для формирования современной политической нации (в процессе которого в настоящий момент находится Украина). Общество нуждается в собственном мощном национальном кинематографе. Как тут не вспомнить фильм «Катынь» Анджея Вайды, который для поляков стал, без преувеличения, одним из важных нациеобразовывающих факторов. Собственно говоря, путь создания собственного национального культурного пространства и переосмысления своей истории, которым сегодня следует Украина, в свое время уже был пройден другими странами социалистического лагеря. «Речь идет о продолжительном процессе, — рассказывает в комментарии «Дню» исполнительный директор Фонда украинско-польского сотрудничества (PAUCI) Ян Пекло. — Нужны новые учебные программы, новые учебники. Это — дело, по меньшей мере, двух поколений. Польша тоже прошла через построение собственной правдивой истории. Правда, у нас ситуация была несколько проще, ведь поляки всегда понимали, что Сталин вместе с Гитлером начали войну еще в 1939 году. Хотя в советские времена об этом нельзя было говорить, но в действительности все это знали. Этот фактор способствовал тому что, изменения в польском сознании после развала СССР происходили достаточно быстро. Равно как и в Украине сегодня, в Польше когда-то существовало несколько параллельных версий истории Второй мировой. Польские коммунисты пытались как можно дольше сохранить ее советский вариант. И сегодня в эфире наших каналов можно увидеть фильмы советских времен. Например, до сих пор остается популярным телефильм «Четыре танкиста и пес». Но поскольку поляки знают правдивую историю, они смотрят такие картины с критической перспективы. Кроме того, раньше были опубликованы научные комментарии, в которых разъясняются расхождения с историческими фактами, присутствующие в этих фильмах. «Образование — наилучшее оружие против пропаганды», — считает Ян Пекло. В то же время, со временем в Польше начали массово появляться новые фильмы собственного производства, в частности и о Второй мировой. К примеру, в прошлом году, когда страна отмечала 70-ю годовщину Варшавского восстания, на экраны вышли сразу два новых фильма, посвященных этой теме.

«ПОБЕДА» КАК ПОЧВА ИСКУССТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

По мнению независимого российского журналиста Семена Новопрудского, в вопросах политики памяти нет простых решений. «Здесь должны сосуществовать и определенный общественный консенсус, и государственная политика, — рассказывает в комментарии «Дню» журналист. — Ведь негативный пример сегодня перед глазами — в современной России. Здесь власть, приватизируя победу, фактически пытается навязать обществу искусственную идентичность. К сожалению, сегодня подавляющее большинство россиян, несмотря на весь пафос, не знают много элементарных фактов о тех событиях, в частности массовая публика не способна  осознать, что Гитлер и Сталин вместе развязали войну и сначала были союзниками. К слову, в стране, которая сегодня пытается стать главным политическим бенефициаром победы, до сих пор нет академической истории ни Второй мировой, ни Великой Отечественной войны. Именно поэтому ключевой функцией медиа, в частности и телевидения, по-моему, должна быть просветительская. Она должна быть приоритетом даже по сравнению с художественной ценностью того или иного фильма».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать