ТВ: история болезни
Украинские психиатры — о том, каким общество видит себя на экранеНа этой неделе в Киеве с помпой представили Общественное вещание. Эксперты и телезрители связывают с этим событием большие надежды. Если проект окажется успешным, предложенное им качество заставит другие телеканалы подтянуть свой контент до нового уровня. Ведь до сих пор общество видело себя в телевизоре в основном, как в «кривом зеркале» — украинскую культуру и правдивую украинскую историю приходилось искать в эфире с лупой, а на политических ток-шоу господствовали манипуляции и подковерные договоренности. Изменит ли ситуацию появление нового вещателя, покажут ближайшие месяцы. Между тем о влиянии «картинки» на экране на здоровье общества, а также о том, чего им лично недостает в эфире отечественных телеканалов, «Дню» рассказали украинские психиатры.
«ЗРИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВИДЕТЬ, ЧТО ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЧЕГО-ТО ДОСТИГАЮТ, ЦЕНЯТ В ОБЩЕСТВЕ»
Владимир Погорилый, врач-психиатр, практикующий психоаналитический психотерапевт, обучающий тренер Украинского союза психотерапевтов:
— На ТВ в основном смотрю новости. За обедом или ужином часто включаю Espreso.tv, «112 Україна», Euronews. Вместе с женой смотрим «Голос країни». С детьми — History Channel, Viasat Nature, а также украинский телеканал «Мега», реже — National Geographic.
На украинских каналах не хватает качественных материалов об истории — украинской, европейской, истории диаспоры и тому подобное. Когда я жил некоторое время в Канаде, видел на местном телевидении 200-серийный фильм об истории этой страны. И это при том, что вся история Канады в целом не намного больше 200 лет! Почему же у нас такого нет? Не хватает также культурологических и социологических передач. Например, в моей родной Бессарабии, в Одесской области живет очень много разных народностей: албанцы, молдаване, болгары, гагаузы и так далее. Интересно было бы узнать, чем живут эти люди сейчас, каковы их обычаи, как они относятся к Украине. Но хотелось бы именно научного подхода, а не спекуляций. Почему бы не пригласить в студию культурологов или социологов, которые рассказали бы о них? С удовольствием посмотрел бы профессиональную, но доступную программу об экономике — что-то вроде «экономики для «чайников», которая бы объяснила, например, предпосылки формирования валютного курса. Почти нет на экране культуры. Когда-то по телевизору показывали балет, оперу. Это тоже формировало определенный уровень. Возможно, не каждый день, но такой контент тоже нужен. У нас в Киеве множество театров, но как часто мы туда ходим — дважды, трижды в год? А сколько раз в театре имеет возможность побывать житель Боярки или Яготина?
Украинское телевидение сегодня не соответствует новым запросам украинского общества. Я знаю очень многих волонтеров, которые помогают армии, но их почему-то нет на экранах. В Канаде же наоборот — телевидение превращает людей, которые чем-то отличились, в настоящих национальных героев. Например, один канадский инвалид прошел пешком от одного океана до другого. Ему при жизни поставили памятник перед парламентом. И это — благодаря СМИ! Думаете, если у нас кто-то сделает что-то подобное, это вообще заметят? Нельзя сосредоточивать внимание только на негативе. Разумеется, нужно говорить и об имеющихся проблемах. Но почему бы журналистам в то же время не поискать позитивные истории. Зритель должен видеть, что люди, которые чего-то достигают, получают соответствующую оценку. Молодежи должно быть на кого равняться. Это сплотило бы нацию, дало бы обществу ориентиры, показало бы украинцам, какие они на самом деле. Ведь еще до недавнего времени главными героями нашего ТВ были... «мажоры». Боюсь, когда война закончится, эта тенденция может вернуться. К сожалению, сегодня на экране преимущественно та же «элита», которая сидит там уже 23 года. Еще не надоело? Разве у нас нет талантливой молодежи, уникальных изобретателей, интересных ученых? Почему бы их не пропагандировать? Это была бы важная инвестиция в наш народ, а в перспективе — и в экономику.
До недавнего времени мы росли на российской культуре, смотрели на себя глазами соседа. А в его глазах украинцы — это всегда «недороссияне», малороссы... Отсюда — комплекс неполноценности. Если же воспитывать общество на нормальных естественных примерах, у него будет совсем другое сознание.
«СТАРАЮСЬ ПРИУЧАТЬ ПАЦИЕНТОВ НЕ СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР»
Олег Чабан, заведующий отделом психосоматической медицины и психотерапии Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии, доктор медицинских наук, профессор:
— Телевизор — это не мое. Как психотерапевт знаю, что он чрезвычайно мощно влияет на наше мировоззрение, чувства, эмоции, потому стараюсь приучать своих пациентов смотреть его как можно меньше. Сам в свою очередь практически не включаю — трудно даже вспомнить программу или фильм, которые видел в последнее время. Информация поступает ко мне из других источников — через радио, интернет. В своих статьях я доказываю, что планета сегодня становится все более «правополушарной», то есть человек воспринимает мир преимущественно через «картинки», в частности и через ТВ. Даже во время отдыха люди тратят едва ли не половину своего времени, снимая на фотокамеру или телефон. И чувства, и логические действия все больше определяются ее влиянием. Особенность такого типа взаимодействия — скорость передачи информации. Мы почти мгновенно, намного быстрее, чем в случае со словами, воспринимаем значение определенной «картинки» и соответственно формируем свое отношение к ней — чувствуем радость, грусть или отвращение. Как следствие, наши решения, в частности и стратегические, становятся все более поверхностными, интуитивными, а следовательно — часто неправильными. Мы смотрим программу о войне, ужасаемся тому, что видим, но переключаем канал — и через мгновение уже смеемся. Это — совершенно нелогичное поведение. Вы можете сидеть в кафе, развлекаться и в то же время читать о взрывах в Харькове или Одессе... Дабы избежать такого состояния, избавиться от ощущения тревоги, рекомендую пациентам ограничивать контакт с телевизором.
На экране не хватает объективной информации — преобладают эмоции и негатив. Надеюсь, что общественное телевидение с прозрачным финансированием сможет изменить эту тенденцию. Журналисты работают в основном на рейтинг и даже не пытаются воспроизвести реальный портрет общества. Рейтинг требует социальной тревоги — предчувствия, что что-то (неизвестно что) должно произойти. Такое состояние не позволяет зрителю оторвать взгляд от экрана. Его можно вызвать недомолвками или общением, переходящим в крик (распространенный сейчас прием как на развлекательных программах, так и на политических ток-шоу). Когда оператор показывает голову человека во весь экран, перенося таким образом взаимодействие между героями программы и зрителем на интимное расстояние, это — тоже один из способов. Еще один инструмент — это натуралистические сцены. Разорванные тела на экране уже никого не удивляют. Эти вещи работают на уровне рефлексов. Таким образом телевизор подсаживает нас на информационную «иглу», делает зависимыми от новостей.
Научное сообщество практически не привлечено к эфирам. В то же время ни одно ток-шоу не обходится без новомодного «психолога». Хотя тема медицины стала очень популярной, часто в эфире можно услышать совершенно непрофессиональные вещи. Резко выросло количество фильмов и сериалов на медицинскую тематику, но в основном они искажают действительность. В некоторой степени это даже негативно влияет на реальные отношения между врачами и пациентами. Думаю, уместно было бы создать отдельный профессиональный канал о медицине. Когда приглашают в эфиры меня, стараюсь популяризировать научный подход. К сожалению, у журналистов преимущественно нет запроса на серьезный профессиональный разговор, часто они просто к нему не готовы. В то же время имеет место и некоторая зашоренность, закрытость научного сообщества.
«КАЖДЫЙ РЕДАКЦИОННЫЙ КОЛЛЕКТИВ ПЫТАЕТСЯ «НАРИСОВАТЬ» СВОЮ УКРАИНУ, А НЕ ПОЗНАТЬ НАСТОЯЩУЮ»
Игорь Марценковский, заведующий отделом детской и подростковой психиатрии Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии, доктор медицинских наук:
— По телевизору смотрю преимущественно новости. Раздражают бесконечные примитивные российские сериалы. Как профессионала меня беспокоят ток-шоу, на которые приглашают людей с психическими расстройствами, проблемы которых в эфире часто обсуждают некомпетентные «эксперты» — «экстрасенсы», «провидцы» и тому подобное. Превращать такие важные вопросы в шоу — аморально. Думаю, это свидетельствует о незрелости нашего общества. Существенную роль также играет мощное культурное влияние российского телевидения с его неприхотливостью и сомнительными традициями. Ведь не секрет, что многие отечественные программы — это копии российских аналогов, сделанные без учета наших местных культурных особенностей. К сожалению, даже последние драматические события в стране, кажется, вовсе не повлияли на применение такой практики. Напротив — общее качество телепродукта только ухудшается. Это касается, в частности, и новостийных выпусков.
Журналисты должны, прежде всего, беспристрастно освещать происходящее. Оценивать события и делать выводы — дело самих зрителей. Когда же смотришь наши каналы, сразу видишь, кто с кем «воюет» и какие цели преследует. Есть каналы, с позицией которых я солидарен больше или меньше, но ни один из них не пытается быть по-настоящему объективным. Каждый пытается «нарисовать» Украину такой, какой ее видит конкретный редакционный коллектив. Такой подход порождает у зрителя недоверие. Тема психического здоровья детей для журналистов, к сожалению, преимущественно оказывается слишком сложной. Людей, которые могут профессионально освещать ее, можно пересчитать по пальцам. Стремительно снижающийся уровень профессионализма — это общая проблема украинского общества, которая касается далеко не только телевидения. К сожалению, зато моду делает «уличная» культура.
Было бы хорошо, если бы контент отечественных каналов был более разнообразен и учитывал интересы всей аудитории. Нужны программы для молодежи, людей пожилого возраста. Не хватает качественного европейского кино. На политических ток-шоу надоело постоянно видеть те же лица, «катающиеся» с канала на канал. Их место должны были занять настоящие эксперты. В то же время хочу защитить программы для детей — слишком часто они подвергаются совершенно неконструктивной критике. Особенно в этом плане отличилась ныне ликвидированная Национальная экспертная комиссия Украины по вопросам защиты общественной морали. Конечно, работать есть над чем — нужны программы, которые будут удовлетворять заинтересованность детей в определенных типах знаний, качественные развлекательные передачи, детские фильмы. Но в целом детский сегмент телевидения — далеко не худший, смотреть есть что.
Телеконтент непосредственно влияет на психическое здоровье общества. В прошлом году мы могли наблюдать, как пропагандистская кампания российских СМИ привела к развитию у зрителей всевозможных психических нарушений, тревожных расстройств. В то же время телевидение имеет все инструменты для того, чтобы объяснить людям, как сохранить свое психическое здоровье и помочь себе в разных ситуациях. В этом контексте много наработок можно было бы позаимствовать на Западе.
Выпуск газеты №:
№63, (2015)Section
Медиа