Украинцы: от подольского двора до петербургского салона
На днях в столичном Доме кинематографистов состоялась премьера документальных фильмов режиссера Юлии Лазаревской «Без пафоса» и «Братья Нарбуты». Впрочем, картина «Без пафоса» уже транслировалась телеканалом «1+1», на котором он и был создан, но поскольку, как заметила режиссер, неигровое кино сегодня не самое смотрибельное зрелище, решение вынести этот, без сомнения, талантливый фильм на суд широкой аудитории кажется правильным. В картине действительно без пафоса предпринята попытка реконструкции предвоенного времени, когда Киев еще не был таким большим, когда уютные подольские и печерские дворики жили словно одна семья, а местными авторитетами были аляповатые чудаки-попрошайки вроде Сеньки-Виноват и добрые тети Цыпы, которые следили, чтобы детвора не бегала по улицам и не попала под трамвай.
Герои фильма — выросшие дети. Те уже немолодые люди, чье детство пришлось на предвоенные годы. Их рассказы о колоритных персонажах и запомнившихся на всю жизнь событиях интересны, трогательны и поучительны. Один из героев «Без пафоса» по-настоящему «вкусно» вспоминал о том, как он с другой дворовой «шантрапой» подкарауливал, когда заснет бабушка, варящая во дворе варенье, а когда это происходило, они прибегали гурьбой к огромному чану и объедались воздушными малиновыми и клубничными пенками. Другая героиня вспоминала соседку, которая в те предвоенные годы, когда были обязательны занятия горожан по гражданской обороне, где-то раздобыла огромный противогаз и для своей единственной коровы, живущей в сарае под окнами.
Постепенно по ходу фильма характер историй менялся. Уже где-то с середины замелькали черные «воронки», которые привозили в цветущие и практически семейные дворики людей со звездными фуражками в казенных шинелях. И увозили обитателей этих самых двориков. Больше их никто не видел. Одна героиня фильма вспоминает, что когда забрали друга ее отца-геолога, он, предчувствуя, что это в любой момент может произойти и с ним, откровенно поговорил с ней, маленькой еще тогда девчушкой, взяв с нее слово: «Запомни, чтобы ни говорили обо мне в школе твои учителя, о чем бы ни говорили другие люди, никакой я не враг народа и не предатель. Всегда помни об этом».
Великолепно композиционно построенный фильм. Переход от смешного до грустного и трагического сделан мягко. Ведь «Без пафоса» — это не очередной фильм о красном терроре, а скорее книга судеб, книга воспоминаний, которую автор посвятила жертвам, погибшим в Бабьем Яру.
Фильм «Братья Нарбуты», снятый на известной киевской студии «Контакт», это историческое исследование жизни и творчества выдающихся украинских деятелей искусства. Поэт Владимир и художник Георгий Нарбуты большую часть сознательной жизни провели в Санкт- Петербурге, который традиционно заманивал в свои сети украинскую творческую элиту. Достаточно вспомнить, что именно в Питере впервые в свет вышли «Энеида» Котляревского и шевченковский «Кобзарь». История с привлечением профессиональных актеров и искусствоведов занимательна и интересна не только для узкого круга специалистов, но и широкому зрителю. Интересный факт: не так много людей знает, что Владимир Нарбут был изгнан из имперской столицы из-за сборника своих стихов. Царская цензура признала их провокационными и культивирующими порнографию. Украинский поэт был другом и соратником Анны Ахматовой, Иосифа Мандельштама; перебравшись в Одессу, общался с Катаевым, Ильфом, Петровым и многими другими. Георгий Нарбут поднял до невиданных высот имперский ампирический стиль. Его рисунками украшались буквари, поэтические сборники, басни. Да что там, мало найдется книг и журналов в 1910 — 1930 годы, которые не были бы украшены его работами.
Выпуск газеты №:
№82, (2003)Section
Медиа