Украинская киноиндустрия: «подарки» и порядок
На прошедшем во вторник в Киеве круглом столе «Реформа украинской кинематографии» представители кино- и телеиндустрии говорили о том, что для реформирования необходимо координировать усилия всех отраслей, так или иначе связанных с производством, сопровождением и дистрибьюцией отечественного кино разных жанров. Большинство участников этого мероприятия, организаторами которого выступили Индустриальный телевизионный комитет и Национальный союз кинематографистов Украины, сошлись на том, что представителям всех звеньев индустрии стоило бы объединиться в некую коалицию, которая (по определению исполнительного продюсера «Фильм плюс продакшн» Сергея Галетия) поддерживает единую программу реформ, основанную на общемировых законах существования кинобизнеса. По мнению главы правления АОЗТ «Украинская независимая ТВ-корпорация» (телеканал «Интер») Владислава Ряшина, на круглом столе представлявшего ИТК, такая коалиция может быть использована, во-первых, как площадка для дискуссий, для генерирования идей и выработки законопроектов, и, во- вторых, как некий лоббистский инструмент для принятия последних.
У этой идеи нашлись и оппоненты. Так, продюсер Дмитрий Колесников считает, что подобная коалиция — «очередной бюрократический аппарат», и всякая централизация чревата зависимостью от этой организации. По его мнению, стоило бы сосредоточиться на более конкретных вещах — например, на разработке постановления о продюсерской сети кинопроизводства, которое бы регулировало, в частности, вопросы финансирования и поддержки продюсерского кино.
А вот президент украинской ассоциации менеджмент консультантов Игорь Рогошевский идею создания подобной коалиции поддержал: по его словам, только создав институт давления на власть, можно что-то решить.
А решать есть что. И, в первую очередь, речь идет, опять-таки, о реформировании законодательной базы. По мнению Владислава Ряшина, только законопроект опишет правила игры. «Законопроект, который реально может исправить ситуацию в этом секторе», по мнению главы правления телеканала «Интер», должен содержать следующие моменты. Во-первых, четкое определение, что есть национальный фильм. Вторая часть — экономические моменты, которые, в частности, позволят привести в порядок налогоообложение кинопроизводителей (последние, по словам Влада Ряшина, сейчас не то, что не в льготной ситуации, а, наоборот, в ущербной ситуации, по сравнению, с производителем, к примеру, бетона). Кроме того, необходимо создать те экономические предпосылки, которые позволят бизнесу инвестировать деньги в эту сферу, вкладывать в производство кинопродукта значительные бюджеты. И третья часть этого законопроекта может содержать правила поддержки государством бизнес-инициатив, связанных с кинопроизводством.
Некоторые конкретные шаги в этом направлении уже предприняты. Так, по словам Владислава Ряшина, Индустриальный телевизионный комитет участвовал в разработке «Проекта Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно национальной кинематографии)», который зарегистрирован в Верховной Раде (авторы — народные депутаты Николай Баграев, Иван Гаврилюк и Петр Ющенко). В этом законопроекте вышеупомянутые моменты прописаны. Взять, к примеру, определение национального фильма. Если согласно действующей редакции Закона «О кинематографии» таковым считается «созданный субъектами кинематографии Украины фильм, производство которого осуществлено в Украине и авторское право или право собственности на который полностью или частично принадлежит субъектам кинематографии Украины», то в предлагаемой редакции речь уже идет о фильме, который отвечает следующим критериям: 1) по меньшей мере, один из продюсеров или производителей фильма — гражданин Украины или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Украины; 2) в состав авторов фильма входит не больше чем 50% лиц, не имеющих гражданства Украины; 3) в состав исполнителей фильма (режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, .., актеры-исполнители главных ролей и др.) входит не больше чем 50% лиц, не имеющих гражданства Украины.
Поскольку новая редакция предусматривает и различные преференции для национального кино (частичное или полное государственное финансирование производства, тиражирования, демонстрирования национальных фильмов как одна из форм государственной поддержки кинематографии; налоговые льготы и т.п.), преимущества такого, более широкого, определения национального фильма для кинопроизводителей очевидны.
В том числе и для украинских телеканалов-лидеров, которые на сегодняшний день фактически и являются основными заказчиками и производителями украинской кинопродукции, но при этом очень часто не могут ограничиться при производстве фильмов только национальными ресурсами. Ведь, например, привлечение российских актеров — одно из главных условий успешного продвижения кинопродукции на российский же рынок. Так что мотивов для лоббирования на законодательном уровне новых «правил игры» на рынке кино у телевизионщиков предостаточно. Да и возможностей, пожалуй, побольше, чем у свободных художников-кинематографистов. Ведь если последние во взаимоотношениях с государственными мужами очень часто вынуждены выступать в роли просителей, то у телеканалов, наверно, могут быть и более весомые аргументы — например, некоторая «лояльность в эфире» к тем или иным политическим персонажам в обмен на принятый законопроект... И в этом смысле инициатива объединить законотворческие и лоббистские усилия телевизионщиков и кинематографистов тоже очень интересна, поскольку, возможно, позволит последним реализовать те законодательные инициативы, которые самостоятельно им провести не удалось бы.
Другое дело, что свести к единому знаменателю все разнообразие интересов — телеканалов, независимых продюсеров, кинорежиссеров, дистрибьюторов и т.д. — не так-то просто. Да и вышеупомянутый законопроект — только один из возможных вариантов решения проблем украинского кино. Глава правления Национального союза кинематографистов Украины Борис Савченко, например, считает, что многое устарело в самой основе Закона Украины «О кинематографии» и считает, что образцом мог бы стать принятый не так давно аналогичный польский закон — по словам, Бориса Савченко, совершенный европейский закон, который в то же время подразумевает весь груз прошлого.
Позитивно оценил польский закон и директор компании «Ялта- фильм» Роберт Кромби. Он также рассчитывает на новый, простой закон о кинематографии. И считает при этом, что денег у государства на кино просить не надо. По его словам, государственные деньги — это яд; «нам не надо подарков, нам нужен просто порядок». Что касается «яда» государственных денег — с ним согласятся, пожалуй, далеко не все кинематографисты; а вот насчет «порядка» вряд ли кто поспорит...
Выпуск газеты №:
№223, (2005)Section
Медиа