«Условно полезное»?
Оправдана ли покупка нашими телеканалами чужих форматов![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040514/482-9-1_0.jpg)
Трудно с этим не согласиться, и все же — не означает ли игра преимущественно по чужим «правилам игры», в определенной мере, игнорирование национальной ментальности и потерю украинским ТВ своего лица? Или просто прагматики побеждают патриотов? «День» обратился к экспертам с вопросом:
?«ОПРАВДАНО ЛИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ТЕЛЕЗРИТЕЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМАТОВ ИНОСТРАННЫХ ПРОГРАММ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ТЕЛЕКАНАЛАМИ?»
Анатолий БОРСЮК, телевизионный ведущий («1+1»):
— Если тот или иной продукт меня заинтересовал — я его покупаю. Это нормальная логика не только и не столько телевидения, сколько общепринятая на сегодня практика так называемых рыночных отношений. Любой телевизионный продукт (а он так и называется «продукт») — это товар. Производящая компания предлагает этот продукт для покупки медиа-носителю, а тот, в свою очередь, предлагает его зрителю. Зритель тоже покупает или не покупает этот товар, голосуя «кнопкой»: то есть либо он его смотрит, либо нет. Задействованы все те же механизмы, что и при покупке, скажем, брюк. Если я не могу найти брюки отечественного производства, которые меня бы устроили во всех отношениях, я покупаю импортные. Если мне нравится лицензионная программа, придуманная где-то, но удачно реализованная здесь, я с удовольствием её смотрю. Или не смотрю, если меня что- то раздражает. А вообще придумать что-то новое в телевидении очень трудно.
Я, как потребитель телевизионной продукции и одновременно телевизионный «персонаж», одно время формулировал эти же вопросы самому себе и пытался на них ответить... Постоянно раздаются призывы: мол, давайте будем снимать свои сериалы. Так никто же не против. Давайте! Нужно только написать интересный и качественный сценарий, нужно найти очень большие деньги, нужно собрать интересных зрителю актёров, много чего нужно для того, чтобы все это производить. Покажите мне человека, который в состоянии придумать какое-нибудь, например, игровое шоу, предъявить его зрителю и сказать: «Вот это смотрите, вот это замечательно. Не смотрите иностранные лицензионные программы, потому что мой проект лучше». Это действительно очень сложно. Не зря же десятки ведущих телекомпаний более чем в 50 странах мира покупают формат того же «Первого миллиона». Разве это свидетельствует о том, что в 50 с лишком странах мира бездарные телевизионщики, неспособные придумать что-то? Просто нечего стесняться покупать те вещи, которые у кого-то получаются лучше. Я думаю, что зритель в первую очередь заинтересован в том, чтобы смотреть качественный продукт.
Другой вопрос, как этот формат, придуманный где-то, адаптирован у нас. То, что у нас, например, сделали с «Самым умным». Потому что наша игра теперь всё-таки отличается (не столько по форме, сколько по концепции) от британского аналога, а проект, как известно, придумали именно в Великобритании. Ведь изначально в формат заложена идея, что за титул «самого умного» соревнуются представители разных профессий. Но мне кажется очень удачной мысль продюсеров «1+1» сосредоточить внимание зрителей на соревновании школьников. На том сегменте игроков, в которых наиболее заинтересована страна. Ведь это наш интеллектуальный потенциал. И ныне этот проект в Украине несет определенную социальную миссию — он демонстрирует миллионам зрителей преимущество быть умным, удовольствие от того, что у тебя хорошее образование. Таким образом, формируется настоящая элита страны, не дутая, не фиктивная, не выдуманная.
Игорь ЛАРИН , программный директор «Авторадио»:
— Если говорить о ситуации на рынке, то появление тех же российских программ на телеэкранах Украины обусловлено преимущественно экономической ситуацией. У нас не идей, а средств не хватает. И не так много профессионально подготовленных кадров. Поэтому дешевле купить сериал или развлекательное шоу, чем производить его самим.
Но проблема поддержки производства национальных программ существует. И решение ее зависит, в основном, от кошелька рекламодателя, от успешности его бизнеса. Как только украинский бизнес догонит российский, появятся и деньги на производство отечественных проектов.
А пока будем смотреть то, что покупают телеканалы. О качестве многих российских шоу трудно говорить без вздоха. Говорят, что сюжет в «Окнах» стоит исполнителям без драки — 20 долларов, с дракой — 40... Показываются не нормальные человеческие качества, которые нужно поощрять, а инстинкты, что развращает телезрителя. Самые ужасные шоу делаются под руководством Валерия Комиссарова. Уже приелись как креативный продукт реалити-шоу. «Застеколье» смотрели только из-за новизны ощущений. Показывать «грязное белье» нужно на отдельных каналах. А вот несколько качественных российских телесериалов, в т.ч. гениальный «Идиот», посмотрел с удовольствием.
Не знаю, дал ли бы больше уму и сердцу украинский телевизионный продукт. И у голландца, и у шведа, и у украинца основные инстинкты те же. Но все же наш юмор отличается от американского, где смеются оттого, что кто-то упал в лужу. Славянский юмор тоньше. Вот такие отличия нужно искать и культивировать.
Тимур ДОРОФЕЕВ , главный редактор журнала FHM:
— Как мне кажется, все решается просто: если местный телезритель смотрит лицензионные программы — значит, приобретение прав на их использование оправдано. К сожалению, в большинстве случаев попытки украинского телевидения разродиться каким-то местным и «ментально родным» шоу, которое составит конкуренцию лицензионным программам, ничего, кроме сочувствия, не вызывают. Так что я лично предпочел бы потреблять уже обкатанный не на одном национальном рынке продукт. А шоу вроде «Первого миллиона» и «Одного за всех» несут в себе даже некое подобие «эдьютеинмента» — зритель может почерпнуть для себя нечто «условно полезное». Если, например, несколько сотен тысяч наших граждан узнают название столицы Австралии — это будет уже хорошо.
Ирина АНТОНОВИЧ , ведущая программы «Подорож у дитинство» (УТ-1):
— Купленное по лицензии — это не наше. По большому счету, такие программы просто навязываются украинскому зрителю. Да, эти проекты сделаны очень профессионально. Но подчас программы, созданные по зарубежной кальке (точно так же, как и иностранные мультфильмы для детей, сериалы для молодежи), — пусты по содержанию и предназначены лишь для того, чтобы убивать время. В то же время производство, например, украинских детских программ переживает серьезный кризис. Те сериалы, фильмы которые снимаются за рубежом, не совсем подходят нашим детям. Должно же быть какое-то духовное наполнение. Действительно, в российских программах для молодежи, сериалах это есть, но там это наполнение, прежде всего, — великодержавная идея. Нам бы поучиться у них так себя ценить и прививать национальные ценности.
На нашем телевидении — дефицит уважения к украинскому. У многих детей разговоры о национальных ценностях вызывают лишь улыбки. Но дети, подростки не виноваты — они повторяют взрослых...
Выпуск газеты №:
№82, (2004)Section
Медиа