Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Условные герои

Рецепт выживания шоу
14 февраля, 00:00

В многотысячных очередях желающих испытать острые ощущения и сорвать куш в «Последнем герое», похоже, затор: в реальное шоу пришли профессионалы. На некоторое время программа-смежник по «ВИДу» «Жди меня», которая находила солидную подпитку для своих сюжетов в рядах соискателей звания «последнего героя», перестала перевыполнять норму всей российской милиции по розыску пропавших без вести. Звезды эстрады, кино, театра и ТВ, проскочив вне конкурса, согласились попробовать себя в роли простых смертных.

«Последний герой» вошел в кровь и плоть современного телевидения и стал его неизменным атрибутом, как «Спокойной ночи, малыши!». На сегодня это единственное из всех «реал- шоу», стартовавших в минувшем сезоне и оставшихся в сетке вещания. «Последний герой» полностью оправдал свой девиз «остаться в живых». Все остальные исчезли, запомнившись ярким стартом, скукой и интеллигентными спорами о стыде подглядывания. Во время этого эксперимента стало понятно, что при всех затратах, интерактивности и талантах героев даже телевидение, которое в силу своей природы допускает максимально возможное приближение к действительности, все-таки нуждается в условности. И заслуга «Последнего героя» в том, что он меру этой условности смог почувствовать наиболее точно.

Условность «Героя» определяют несколько составляющих. Первое — экзотика, которая стоит больших денег. Второе — профессиональная команда, которая может не только ненавязчиво присутствовать, незаметно заснять, выбрать лучшее и выдать на-гора продукт а ля Голливуд, но и организовать до деталей весь этот человекоемкий процесс. (Именно это и было оценено российскими телеакадемиками, которые недавно вручили «Телетриумф» продюсерам шоу). А это значит опять — деньги, деньги и еще раз деньги. Третье — конъюнктура. Без верного нюха на зрительские симпатии и антипатии удержать такую махину на плаву нереально. И четвертое — герои, которые в потенции должны завязать некие сюжетные узлы, наблюдать за развязыванием которых будет захватывающе интересно. Интересно настолько, что в самый рейтинговый день в самое рейтинговое время зритель не уйдет с кнопки именно этого канала.

К концу прошлого года появилось ощущение, что и зритель, и создатель подустали от телегероизма. Но уже церемония вручения главного приза-2 показала, что менеджерами выводы сделаны. И за спиной у счастливой обладательницы награды выросла только что распрощавшаяся с приветливой доминиканской землей «стар»-команда во главе с Н. Фоменко. Закон сиквелов гласит: продолжение, как правило, хуже оригинала. Для сохранения первоначального уровня необходим новый подход.

Начали с героев. Отважных стоматологов, инженеров и скрипачек сменили лица знакомые, почти родные — по частоте мелькания. А потому и бесконечно интересные. И если услышанному в первых двух «Героях» удачному слову радовались только во время просмотра, то прозвучавшие в нынешнем фразы Владимира Преснякова («Грин пис тебе, малышка», — вослед оказавшейся несъедобной красавице-рыбе) и телеведущей Ларисы Вербицкой («Моя квартира больше, чем этот остров») обречены на долгую жизнь.

В этом, третьем, выпуске «Героя» мера телевизионной условности явно завышена. И именно присутствие звезд допускает это. Ведь за ними — флер растиражированных в медиа жизненных историй и переживаний. То есть сюда они пришли уже готовыми персонажами, в определенной маске. Благодаря этому стадию привыкания зрители проскочили, сразу же начав активно сопереживать. А если к этому добавить, что нынешние участники шоу способны подкожно ощутить направленную на них камеру и будут даже подсознательно работать на нее, то можно допустить, что брака должно быть минимум. И словно заручившись этим, но на самом деле уверившись в надежности «звездной» условности, организаторы шоу попускают своим героям. Честно говоря, в первых двух «Героях» не обращала внимания на внешний вид участников. Но в третьем бросились в глаза выбритость мужчин и многообразие купальников у женщин. Такое впечатление, будто все «звезды», когда им разрешили взять с собой на остров что- то одно, остановили выбор на личном визажисте с солидным гардеробом. Но это все — мелочи, которые тонут в условности, рожденной мерцанием «звезд».

И особо хочется отметить условность, сформированную экзотикой. Таких потрясающих восходов и закатов, таких ярких морских звезд на дне морском, таких восхитительных розовых фламинго не увидеть даже в «Клубе кинопутешественников». Мир прекрасен, умиротворен, одухотворен и без человека. Таким он предстает в фокусе операторов «Последнего героя», вносящих свой вклад в создание внутренней условности шоу. Остается сожалеть о той скороговорке титров в конце каждой серии, в которой имена этих людей успевают только промелькнуть. Как, впрочем, и многих других, имевших возможность поработать в этом раю. И права актриса Елена Проклова, которая сказала, что ее на 50% охватывает ощущение, что терпение вот-вот иссякнет, а на 50% — чувство восхищения. «Последний герой» сделал глубокий вдох — и вписался в крутой поворот следующего сезона. Сливки с этих гонок будут снимать все вместе и каждый в отдельности — и участники, и создатели, и зрители. Но кого отправят на острова в следующий раз? Как удержат заданную меру условности? При помощи кого «триумфоносные» продюсеры будут обеспечивать рейтинг? Неужели при помощи политиков? Через год в России — парламентские выборы, через два — президентские. Так и видишь заколоченные крест-накрест двери и надпись белым «Дума закрыта. Все ушли в герои». Впрочем, в Украине уже попытались с этим экспериментировать, правда, виртуально — в «Больших гонках» на «1+1». И, знающие люди говорят, эффективно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать