«В Австралии, как ни парадоксально, наиболее независимы — правительственные СМИ»
Продюсер и ведущая национального австралийского радио ABC Джиллиан ХОККИНГ — о том, почему мировые медиа часто зависимы от текущей политической и бизнес-конъюнктуры и как развлекательный контент стимулирует культуру потребительства
У Джиллиан Хоккинг богатый профессиональный опыт. Год назад она работала директором радиостанции ООН в Афганистане. В Австралии же ее больше знают как журналиста, продюсера и ведущую национального радио ABC. Встретившись с пани Хоккинг перед ее отъездом, мы говорили о современном лице масс-медиа, их зависимости от политической и бизнес конъюнктуры, работе журналистов в Австралии, Афганистане и Украине.
«ЖУРНАЛИСТЫ В АВСТРАЛИИ ЗАДАЮТ НЕДОСТАТОЧНО ВОПРОСОВ»
— В Австралии медиа очень предвзято освещают деятельность политических партий. Они четко поддерживают оппозиционную Либеральную партию. К правительству Джулии Гиллард и ее Лейбористской партии очень субъективное отношение, — рассказывает Джиллиан ХОККИНГ.
— С вашей точки зрения, в чем причина?
— Журналисты в Австралии задают недостаточно вопросов. Они отталкиваются от того, что им предлагают в пресс-релизах. Один из примеров — в Австралию приезжает немало людей, которые ищут убежище. Лидер австралийской оппозиции Тони Эбботт настаивает на том, что это — нелегально. Но, согласно Конвенции о защите прав человека, просьбы об убежище не запрещаются! Однако после слов Эбботта, которого никто из журналистов не поправил, австралийцы начали предвзято относиться к эмигрантам.
В Австралии журналисты выработали привычку браться за самое легкое и не проверять факты. Это несправедливо, когда речь идет о позитивных вещах, которые делает правительство. В частности, австралийская власть инициировала налог на выбросы углерода и налог на добывание угля и руды. Но большинство медиа сообщили об этом в негативном свете. Это и неудивительно, с введением этих налогов большие предприятия теряют много денег. Мне кажется, журналистам в Австралии нужно быть храбрее, чтобы сломать финансовое иго и не бояться бросать вызов оппозиции, критикующей правительство.
О ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ СМИ КАК «ОСНОВЕ ДЕМОКРАТИИ»
— Вы говорите, что австралийские журналисты задают недостаточно вопросов. Существует ли такой тренд в целом в мировой журналистике?
— К сожалению, сегодня новостийный цикл очень стремительно развивается. Классический пример этого — появление социальной сети Twitter, которой я также пользуюсь. Журналисты постоянно находятся под давлением быстрого написания новостей и должны выдавать по нескольку материалов в день. Для солидных журналистских расследований почти не остается времени. Сказывается и нехватка финансов. Сама же природа журналистики сегодня стремительно меняется. Мы говорим о смерти газет, как мы их знаем сегодня, в связи с переходом медиа на онлайновые платформы. В итоге будет выходить только еженедельная пресса, а ежедневная перейдет в онлайн. За доступ к таким материалам нужно будет платить определенную сумму, что уже начал делать Мердок.
— Говоря о журналистских расследованиях, пользуются ли они спросом среди австралийцев?
— Хороший вопрос. С одной стороны, это зависит от самого расследования. К сожалению, не так много людей хотят тратить много времени на прочтение и поиск информации. С другой, сложность также заключается в том, что медиа — это по большей части бизнес, который должен приносить прибыль своему владельцу. Журналисты автоматически становятся зависимыми от того, что должны приносить деньги. Поэтому они предвзято берутся за темы, обещающие им прибыль, и уже заранее решают, какими новостями нас «кормить».
Если сравнивать частные австралийские СМИ с украинскими, ваши более контролируемы. Впрочем, наши частные медиа тоже политически весьма предвзяты по отношению к оппозиции и консервативным политикам. В Австралии, как это ни парадоксально, наиболее независимыми являются правительственные СМИ. Для нас они — основа демократии. К счастью, мы имеем ABC (Австралийская радиовещательная корпорация) и SBS (Специальная служба радиовещания). ABC очень профессионально готовит аналитические материалы, но, в сравнении с коммерческими каналами, она должна соревноваться за свою аудиторию.
— Какие медиа, все же, более популярны в Австралии: частные или государственные?
— Частные. Ведь они выбрали поверхностный стиль развлечений и сплетен, к которым добавляются негативные материалы о работе правительства. Многие не любят нашего премьера, потому что она женщина, которая, к тому же, при власти.
«В АФГАНИСТАНЕ ДОСТАТОЧНО СМИ, КОТОРЫЕ ПЫТАЮТСЯ БЫТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО СВОБОДНЫМИ И НЕЗАВИСИМЫМИ»
— Вы работали журналистом в Афганистане. Какие впечатления у вас остались от этой страны?
— Я была там в качестве руководителя радиостанции ООН в течение 12 месяцев. В тех условиях работать очень трудно, ведь люди сталкиваются со многими проблемами. Журналистам, с которыми я сотрудничала, угрожали в связи с их работой на западные медиа. Впрочем, в Афганистане достаточно СМИ, которые пытаются быть относительно свободными и независимыми. Кстати, афганцы оказались весьма замечательными, скромными, интересными, веселыми и остроумными. Они просто невероятно теплые и приветливые, по-настоящему прекрасные люди. Мне до того понравилось, что я даже не хотела ехать, когда мой контракт закончился. Впрочем, постоянно я чувствовала опасность, но мне больше повезло, чем другим. В этой войне было убито много мирных жителей. Это то, о чем не сообщают СМИ. Поэтому я горжусь, что работала в стране, которая восстанавливается после длительного конфликта, и учила некоторых местных журналистов.
— А что рядовые афганцы думают о международном военном контингенте в своей стране?
— Об этом я спрашивала едва ли не каждого афганца, которого встречала. Отправляясь в Афганистан, я была уверена, что местные жители ненавидят военных НАТО. Но нет! Конечно, кто-то разделяет и такое мнение, но таких меньшинство. Практически каждый афганец, с которым я общалась, хотел, чтобы западные военные оставались в стране дольше. «Иначе мы поубиваем друг друга, как звери!» — говорили мне. Это очень грустно, что там должны присутствовать военные. Впрочем, без надлежащего уровня безопасности ООН и другие организации не смогут доставлять населению продовольствие и одежду.
99% людей, с которыми я говорила, хотели, чтобы талибы их оставили. Идею переговоров между США и Талибаном большинство афганцев считают ужасной! Особенно молодежь, которая не хочет иметь ничего общего с талибами. И когда международные войска покинут Афганистан, молодые люди также выедут оттуда. Таким образом, все те позитивные вещи, которые имели место в Афганистане в последние 10 лет, просто исчезнут! А это очень много — девочки ходят в школу, а женщины опять работают; строятся дома. Однако, похоже, что сохранение этого прогресса не стоит в повестке дня Запада, который хочет быстрее покинуть Афганистан. А эта драматичная страна очень нуждается в международной помощи!
ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ПРИЗВАНЫ СТИМУЛИРОВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО
— Сегодня много говорят о том, что современная журналистика находится в кризисе. А что вы думаете по этому поводу?
— Думаю, что это действительно так. Например, такие медиа-платформы как Fox News — это пропагандистская машина политической идеологии Руперта Мердока, которая не только формирует общественную мысль, но и сотрудничает с полицией, что делает ее убийцей демократического процесса.
— Руперт Мердок ваш соотечественник...
— К сожалению, это так. Но сейчас он получил, кажется, американское гражданство.
— Как современная журналистика может противостоять частным интересам влиятельных людей?
— Для этого необходимо создать соответствующие органы, которые бы регулировали работу масс-медиа, проводили бы постоянный мониторинг контента СМИ и конечно были «сторожевыми псами» — чем и должна быть хорошая журналистика.
— Вы отметили, что в австралийских медиа много рекламы и развлечений. Но, несмотря на это, предлагают ли они качественный продукт? Заинтересованы ли в этом сами австралийцы? В Украине, например, документальные ленты показывают в полночь, а образовательные программы и детские передачи можно перечислить на пальцах, хотя запрос на такую продукцию существует.
— О, в Австралии так же! У нас есть такие ужасные программы как «Британия имеет талант» или «Танцы со звездами». Чтобы ни говорили, но они негативно влияют на человеческое сознание. С моей точки зрения, система хочет держать людей на определенном интеллектуальном уровне, на котором они бы не ставили под сомнение деятельность политиков. Ведь когда вы знаете, что к чему, и критически оцениваете деятельность власти — вас практически не обманешь. Нынешняя система капитализма — это модель для рабов, которые работают на власть и бизнес. Единственный путь достижения счастья и успеха в этой системе — это зарабатывание кучи денег, которые следует немедленно потратить на материальные вещи, которые вам не нужны. Я думаю, подобные легкомысленные программы специально направлены на то, чтобы люди не задавали себе вопрос: может, есть другой способ? Нужно ли нам зарабатывать кучу денег и иметь в каждой комнате по телевизору? Но система может выжить только стимулируя потребительство. А ведущий лейтмотив капитализма — ты никогда не будешь доволен. Самое главное, никто не задумывается, что существуют другие пути для получения гармонии и счастья.
— Джулиан Ассанж — еще один ваш соотечественник. Что в вашей стране думают о нем и его проекте?
— Я была очень разочарована реакцией австралийского правительства, когда против него завели уголовное дело. Наше правительство испугалось международной реакции. Ассанж огорчил очень многих влиятельных людей, сделав доступной для широкой общественности информацию, которую правительства стран хотели скрыть. Но, с моей точки зрения, ему следовало быть осторожнее с обнародованием некоторой информации, ведь тем самым он ставил некоторых людей в опасное для их жизни положение.
— Какое, по-вашему, будущее у журналистики?
— Будущее масс-медиа можно сравнить с зонтиком: онлайн медиа — наверху, а телевидение, радио, фотожурналистика и пресса — «под сенью» Интернета. Печатной прессы будет все меньше. Люди все больше полагаются на свои мобильные телефоны, подключенные к Интернету. Говоря о смерти газет, я имею в виду и Австралию, где в последние годы произошло большое сокращение рабочих мест. Наконец, Мердок внедрил платный контен в Интернете — и за этой системой будущее. Думаю, что она справедлива. Хотя для тех, кто не сможет заплатить за материал, будет достаточно свободного контента. Но серьезная журналистика остается такой же увлекательной, как и раньше! Сегодня невозможно писать только тексты: нужно фотографировать, загружать фотографии, снимать видео, монтировать его. Это пример того, на чем именно и держится современная журналистика и ее будущее.
Выпуск газеты №:
№224 (2012)Section
Медиа