В фарватере агрессора
Когда Украина начнет наступление на культурно-информационном фронте?Едва ли не самое большое количество дискуссий в контексте принятого во вторник Верховной Радой в первом чтении законопроекта №4453а «О санкциях» вызвали положения, которые касаются регуляции деятельности медиа. Среди прочего данный закон фактически предоставляет право СНБО и Президенту без решения суда ограничивать или запрещать деятельность любого СМИ в Украине, если оно «создает реальные и потенциальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины». И речь идет не только о российских медиа, но и об отечественных. Все крупнейшие медийные организации уже выразили свое возмущение и назвали законопроект попыткой ввести цензуру в Украине. Предостерегла от его принятия в своем письме к Александру Турчинову и представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович. Очевидно, что власть таким шагом подвергает себя возможному мощному сопротивлению со стороны общества, но предотвратить сложившуюся ситуацию вполне могли бы и сами медийщики, если бы они обнаружили собственную гражданскую позицию и не оставались посторонними наблюдателями информационной войны, которая ведется против Украины, — тогда у государства не было бы оснований для таких необдуманных шагов. Сегодня же некоторые медиа до сих пор по собственной воле или из-за непрофессионализма без каких-либо комментариев и осмысления ретранслируют тезисы агрессора. Так, к примеру, в день, когда Россия в одностороннем порядке объявила о направлении на Донбасс «гуманитарного конвоя», канал ICTV рассказал об этом как о миссии, поддержанной Украиной и мировым сообществом, хотя никаких официальных подтверждений этому, кроме слов самого министра Лаврова, не было...
Из-за распространения на украинском телевидении российского медиапродукта, кино и сериалов продолжается и культурная экспансия агрессора, которая сопровождается насаждением соответствующих ценностей. Об опасности этих тенденций «День» уже неоднократно писал. В то же время никаких эффективных механизмов, чтобы повлиять на ситуацию, государство пока еще не нашло, а изменять что-то по собственной инициативе медиаменеджеры не хотят (за исключением разве что канала «1+1», который отказался от российского продукта). Встреча с представителями ведущих телеканалов и медиагрупп, которую организовал недавно Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, ожидаемого результата не принесла. «Сначала мы передали мяч на их поле — хотели, чтобы игроки рынка сами предложили возможные варианты стратегии выхода из этой ситуации, — рассказывает первый заместитель председателя Нацсовета Ольга ГЕРАСИМЬЮК. — Лучше всего было бы, если бы они сами разработали план действий, и не только относительно отказа от российских сериалов, но и относительно развития собственного производства. К сожалению, участники этой встречи, представители телебизнеса не смогли выработать единую позицию, поскольку представляют абсолютно разные мировоззрения и подходы. Кроме того, все они, кажется, достаточно далеки от осознания того, что в стране идет война».
Соответственно регулятор решил взять инициативу в свои руки. Три члена Нацсовета вошли в состав Экспертной комиссию по вопросам распространения и демонстрирования фильмов при Министерстве культуры Украины. Они планируют проанализировать все российские сериалы, которые транслируются в Украине, и в соответствии с результатами инициировать либо отозвание прокатных удостоверений, либо же перенесение их выхода в эфир на время после 23 часов с присвоением соответствующих отметок. В то же время Нацсовет не оставляет надежды прийти к согласию с представителями телеиндустрии в вопросе саморегулирования и планирует проведение повторного круглого стола после решений экспертной комиссии. Кроме того, регулятор объявил о своем намерении проверить соблюдение каналами требований статьи 22 Закона Украины «О кинематографии», согласно которой квота демонстрирования национальных фильмов должна составлять не менее 30 % национального экранного времени. Но здесь возникают вопросы о том, найдется ли у телевизионщиков столько национальных фильмов, чтобы заполнить это время, и чем собственно можно заменить российские картины в эфире. «Кроме контроля, государство должно также создать условия для развития рынка, — считает Ольга Герасимьюк. — Следует внедрить такую синергию телевидения и кинематографии, которая бы дала возможность Украине создавать собственную качественную продукцию. Кроме того, можно покупать сериалы и у других наших соседей — мы, например, давно не видели в эфире польскую продукцию. Закон «О санкциях» — это временный шаг, но он должен положить начало другой государственной гуманитарной политике, которой у нас на самом деле до сих пор вообще не было. Наши действия должны быть не разовым мероприятием на время войны, а началом масштабной и стратегической работы. Мы должны создать новую страну, в частности в информационной и культурной сферах».
Очевидно, что государственная поддержка национального кинематографа в этом контексте должна стать одним из приоритетов. Однако последние тревожные сигналы не дают оснований на это надеяться. По информации председателя Национального союза кинематографистов Украины Сергея Трымбача, государственная поддержка фильмопроизводства уже в этом и в следующем году будет существенно сокращена. Понятно, что в государства сегодня нет лишних денег — все ресурсы придется направлять на обеспечение работы силовых структур. Но нельзя забывать, что именно отсутствие нормальной культурной политики в Украине в значительной мере и сделало возможными те волнения, которые тщательно организовала и начала на востоке страны Россия. И можно ли говорить о победе в этом конфликте, если Украина будет оставаться под культурным влиянием агрессора? «Военная победа сама по себе еще ничего не означает — мы в плену чужеземных культур, мы те же туземцы, которые забавляются привезенными погремушками и не желают видеть свое, не хотят продуцировать свое», — считает Сергей Трымбач.
По мнению кинокритика и главного редактора журнала «Кіно-Театр» Ларисы БРЮХОВЕЦКОЙ, даже в такой сложной финансово-экономической ситуации проблему поддержки отечественного кинематографа решить реально. «Ничего нового придумывать не нужно — в Европе соответствующие механизмы действуют уже давно, — рассказывает она. — Следует принять Закон о сборе, который существует во многих странах (в частности, в Польше и Франции). Речь идет о 1,5—2% из прибылей от рекламы телеканалов и создании отдельного института, который будет заниматься аккумулированием и распределением этих средств. Подобные «институты кино» работают в Англии, Франции, Польше и многих других странах. Идея такого законопроекта существует уже около 15 лет, но пока что пролоббировать его принятие так и не удалось. Если запустить этот механизм, в отрасль пойдет профессиональная молодежь, которая в Украине есть, в частности и на телеканалах — они умеют делать кино. Уже через год появятся новые фильмы, и ими можно будет заполнять эфиры. Мы должны способствовать расцвету разных жанров, как это произошло в Польше. Современные темы, история, анимация для детей, популярные фильмы — необходимые продукты, рассчитанные на разную аудиторию. Сериалы и фильмы, которые транслируют польские каналы, рассказывают о самой Польше, о ее бытии, истории и современности. Само кино делает там погоду в обществе — затрагивает острейшие болевые точки, лечит исторические травмы и способствует пониманию и самопознанию нации.»
Примеры из истории свидетельствуют о том, что при желании даже в самых тяжелых условиях можно добиться успеха, считает Лариса Брюховецкая. «В 1920-е годы страна была в состоянии полной разрухи, но тем не менее в 1922 году в Харькове в небольшом домике было создано Всеукраинское кинофотоуправление, — рассказывает кинокритик. — Людей там было немного, но они работали, и это дало свой результат. Если в 1924 году на экраны вышли два игровых фильма, то в 1926-м их было уже тридцать. Именно тогда начал свой творческий путь Александр Довженко. За два года удалось сделать настоящий рывок! И это при том, что им пришлось с нуля строить инфраструктуру, искать деньги на покупку пленки за рубежом. Сегодня же имеем цифровые технологии и полную свободу — никто не указывает, о чем снимать. Только снимайте!»
Выпуск газеты №:
№150, (2014)Section
Медиа