В о жидании гамбургского счета
В прошлую пятницу телеканал НТВ, который получил это право по жребию, транслировал торжественную церемонию вручения национальной телевизионной премии «ТЭФИ-2001». Это торжественное событие, длившееся более четырех часов, в Украине могли наблюдать немногие обладатели «тарелок», а также везунчики, проживающие в зоне работы тех немногих операторов кабельных сетей, которые имеют права на ретрансляцию этого канала. Все остальные могли любоваться блеском церемонии, отраженным в новостийных передачах других российских телеканалов и в прессе.
Церемония проходила в седьмой раз и на этот раз, премии вручались в 26-и номинациях. Самый богатый урожай собрал ОРТ — 12 премий. РТР досталось пять статуэток, а по одной статуэтке получили представители телеканалов НТВ, ТВ-6, REN-TV, ТВЦ, «Культура», «Югра» (Ханты- Мансийск), «Четвертый канал» (Екатеринбург), «Афонтово» (Красноярск), а также Национальная ассоциация телерадиовещателей. Специальным призом телеакадемики наградили Татьяну Лиознову, режиссера «Семнадцати мгновений весны», а приза за личный вклад в развитие телевидения удостоен (посмертно) автор и ведущий программы «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов. Победителями в наиболее престижных номинациях стали: информационная программа — «Вести» (РТР), публицистическая программа — «Времена» (ОРТ), ведущий информационной программы — Сергей Ким («Новости», «Афонтово», Красноярск), репортер — корреспондент 4-го канала (Екатеринбург) Елена Широкова. Главным телевизионным событием года назван всероссийский конкурс региональных информационных программ «Новости — время местное», организованный национальной ассоциацией телерадиовещателей.
Сам факт проведения россиянами седьмой церемонии «ТЭФИ» награждения говорит о традиции, без которой уже невозможно вообразить себе существование телеиндустрии России. Да, соседи постоянно обвиняют своих телеакадемиков в кулуарности решений, критикуют принцип отбора работ и принятия решений, требуют реорганизации академии. Да, они не согласны со многим. Но — зато у них есть эта «цеховая» премия. В Украине подобного нет. Противники украинского аналога «ТЭФИ» могут возразить: у нас существует много различных премий, фестивалей, конкурсов, где в оценке телеработ тоже принимают участие в основном профессионалы. Но этих мероприятий — больших и малых, проводимых государственными учреждениями и творческими союзами, ярмарками и выставками — существует великое множество, и каждое из них, как правило, имеет свой «медийный» патронат, который склонен диктовать имена победителей. При этом количество, безусловно, переходит в качество — но негативное: ненагражденных каким-либо призом остается все меньше, критерии качества размываются, отрезвляющая самокритика уступает место маниакальным поискам завистников.
В Украине существует своя телеакадемия, которая в свое время пыталась внедрить что-то подобное и у нас, но о ее существовании знают немногие. (Хотя, впрочем, и о существовании российской телеакадемии вспоминают только накануне вручения «ТЭФИ».) Собственно премия этой организации — «Золотая эра» — должна была взять лучшее из западного и российского опыта ежегодных творческих соревнований. Но почему-то не сложилось. Почему? Можно, конечно, не согласиться с сегодняшним гостем нашей страницы — главным редактором ICTV Дмитрием Киселевым, когда он говорит об Украине как о своеобразном культурном провале между Западом и Востоком. Но одно тяжело отрицать: уж очень долго Украина была провинцией. Здесь всегда было тяжелее дышать, потому как, в отличие от России, тоталитарная идеология вынуждена была решать тут двоякую задачу: кроме перекрытия кислорода росткам демократии, уничтожать национальное самосознание. Недаром многие творческие личности — вспомним того же А. Довженко или более близкий во времени пример Леся Танюка, вынуждены были бежать из Киева в Москву с ее хоть и имперским, но все-таки либерализмом. По-видимому, и в неудаче с телепремией мы имеем дело с явлением остаточного провинциализма, который проявляется, с одной стороны, в несамостоятельности, детском стремлении копировать уже существующие где-то образцы, с другой — в нашей малой готовности ... признавать чужой успех. Самые впечатляющие кадры вручения американского «Оскара» — это те, в которых мы видим лица номинантов, когда они слушают окончательный вердикт киноакадемии. Именно лица тех, кто уже знает, что в этот раз не получит статуэтку: они с восторгом аплодируют победителям. И, может, не потому, что согласны, а потому, что изначально уважают мнение своих коллег.
Публичное признание профессиональных достижений, подобное премии «ТЭФИ», необходимо хотя бы в силу того, что, как уверяют знатоки, главной чертой нашего национального характера является профессионализм. Мистер рейтинг, к сожалению, не всегда отражает его присутствие или отсутствие. Поэтому гамбургский счет, который могут предъявить к телепрограмме только сами телевизионщики, все равно обречен на реинкарнацию в наших краях. Рано или поздно. Что, собственно, и отразил опрос «Дня», который мы предлагаем вашему вниманию.
Выпуск газеты №:
№200, (2001)Section
Медиа