Вадим ТАБАЧУК: «Мы не собираемся превращать канал в кинобудку»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020823/4153-9-1_0.jpg)
Как известно, в вопросе о 37-м телевизионном канале Киева конкурс выиграла «Студия «TVT», заменив работавший ранее на этой частоте ЮТаР. Бывший член Нацсовета Юрий Шкарлат в своем интервью «Дню» (№166, 3 июля) объяснил этот выбор неудовлетворительной технической базой ЮТаРа, а также малой долей его собственного эфирного продукта. Лицензия на 37 канал обросла таким ворохом скандалов и слухов, что «День» обратился за разъяснениями непосредственно к директору выигравшего конкурс телеканала «Студия «TVT» Вадиму ТАБАЧУКУ:
— Некоторые СМИ пытаются представить Студию «TVT» «маленькой». Перед нашей встречей вы прошли коридорами нашего телецентра и могли видеть некоторые съемочные павильоны и аппаратные комплексы, в которых сегодня снимаются и монтируются передачи или транслируются в эфир программы. Я думаю, вы убедились, что наш производственный потенциал отнюдь не малый — в Киеве мы лидируем по соотношению объема собственного телевизионного продукта к объему лицензионного вещания. 20 июня Студия «TVT» начала собственное вещание на 37-м киевском телеканале. Нам досталось тяжелое «наследие»: хотя наши предшественники громкоголосно заявляли, что «розбудовували» этот канал 10 лет, но фактически только на прошлой неделе мы начали транслировать в эфир нормальный по цветопередаче видеосигнал. И еще не завершены полностью работы, которые мы осуществляем с киевским радиотелепередающим центром, по настройке передатчика этого канала. Возвращаясь к производственному потенциалу — на сегодняшний день Студия «TVT» снимает 20 цикловых передач. Никто из киевских вещателей такого количества собственных программ не производит.
— Жанр ток-шоу ежедневно присутствует в сетке вещания вашего канала. Вы считаете, что за этой формой будущее телевидения?
— Несомненно, что элементы ток-шоу присутствуют в большинстве наших программ. Кроме, пожалуй, чисто музыкальных концертных программ и нового проекта «Релаксация», который уже запомнился телезрителю водопадами, фонтанами, восходами и закатами солнца. Это минуты расслабления для зрителя и стимул увидеть красоту в жизни, которая нас окружает. Ведь воспринять гармонию окружающего нас мира можно даже из окна дома, но человек почему-то предпочитает смотреть в телевизор. Ну а если уж он смотрит в телевизор, то нет ничего необычного в том, что он видит в нем ток-шоу, — ведь разговор и человеческая речь присуща не только ведущим телепередач, но и вообще человеку как виду. Единственному виду млекопитающих, который обладает второй сигнальной системой. Так что, в какой-то мере, ток-шоу или разговор сделал человека человеком. И я больше боюсь не ток-шоу, а новых «терминов», таких как «разговорное» вещание. А что, уже есть какое-то другое? И я рад, что наш зритель не только смотрит наши передачи, но и принимает активное участие в них. Во время эфира программы «Pro & Contra» дозвониться в студию практически не возможно. Зрителям нравится, что программа построена на полярных взглядах. Зачастую ее авторы Виктор Цыганов и Дмитрий Корчинский заранее не определяют предмет разговора — он возникает как импровизация. Иногда тему передачи определяет первый дозвонившийся телезритель. «Віч-на-віч» — программа об актуальных вопросах недели, она является продолжением новостей дня. Но и в этой передаче зрители конкурируют с ее постоянными ведущими — Наталией Хоменко и Олегом Никищовым. Своими вопросами и комментариями наши зрители не раз в прямом эфире корректировали запланированный сценарий. А некоторым зрителям гораздо интереснее кулинарные разговоры в «Кухонних пристрастях». Программа Валерия Куринского «Все ні про що або нічого про все» по жанру явно не ток-шоу, однако разговоров в ней тоже предостаточно. Другие зрители предпочитают интервью (а не ток-шоу) Дмитрия Гордона с людьми, которые создавали нашу историю. К жанру чистого ток-шоу относится программа Константина Гнатенко «Моя зірка». Элементы ток-шоу «возникают» и в музыкальных программах — когда ведущий «Полтарєв-джаз» представляет джазменов или автор «Алфавіту» киевский шансонье Валерий Винарский общается в прямом эфире со своими зрителями. Телевидение — это продукт цивилизации человека и часть его культуры. Поэтому разговор совершенно не чужд телевидению.
— Тем не менее, на вашем канале нет фильмов.
— Ваш вопрос говорит о том, что вы невнимательно смотрите нашу программу. Мы покупали и продолжаем закупать кинофильмы и телесериалы. Но мы не собираемся превращать наш канал в «кинобудку». Возьмите программу передач телеканалов. Посмотрите, программа передач буднего дня самого «раскрученного» канала состоит из десятка телесериалов, нескольких «экшен»-фильмов и выпуска новостей. Поверьте мне, что транслировать кинофильмы несоизмеримо проще, чем снимать передачи или транслировать их в режиме прямого эфира. Вы только что были в нашем четвертом павильоне, где готовился выход в эфир программы «Кухонні пристрасті». Хронометраж этой программы один час, как и у телесериала. Но чтобы показать в эфире телесериал, достаточно несколько специалистов. А для выдачи в эфир кухонной программы задействованы несколько десятков.
— Когда вы получали лицензию, то заявляли концепцию экологического канала. В чем это будет проявляться?
— В условиях лицензии записано: «создание социально-экологического канала». Перед вами — расширенная программная концепция. Вы видите, что по параметрам лицензии нами заполнен наиболее важный параметр лицензионных условий — это объем вещания программ собственного производства. Но мы продолжаем работу по производству и наших собственных передач, и ищем отечественные продакшн-компании для выполнения нашего заказа, в том числе и по производству экологических программ.
— У вас своеобразный подход к вечерней сказке. Почему именно «Сказки лирника Сашка»?
— В какой-то степени это ностальгия по «дідусю Панасу». В свое время я участвовал и в съемках, и в подаче в прямой эфир не одной сотни, а может и тысячи советских «казок». Ведущий наших программ для «любих хлопчаків і дівчаток». Александр Власюк — профессиональный строитель. Поэтому его сказки мы не можем транслировать в прямом эфире, как несколько десятков лет назад показывались сказки дедушки Панаса. Из-за его постоянной занятости мы вынуждены писать сразу по 20 передач за одну съемочную смену. От такого режима он вначале очень уставал, но сейчас «втянулся» и его программы всегда выходят такими живыми.
— На TVT транслируется много концертов, но музыкальные клипы одни и те же. Почему?
— Их мало, но зато они любимые. Это клипы тех артистов, которые долгое время тесно сотрудничают с нашим каналом. С гордостью могу сказать, что у нас на канале нет клипов, которые представляют собой продукт дешевого клипмейкерства. Наши клипы — это маленькие художественные фильмы, снятые по всем законам телевидения.
— На вашем канале выходят новости СИТ. Нужны ли новостийные программы в эфире небольших телекомпаний?
— Еще раз о начале нашей беседы. Мы не «маленькая» телекомпания, а городской телеканал, который транслируется только в Киеве. И наши новости, конечно, не новости общенационального канала. Общенациональный канал должен иметь корреспондентскую сеть по всей стране и за рубежом. СИТ были первыми негосударственными новостями в Украине. Тогда, в 1992 году господин Кулик очень долго меня убеждал в необходимости их создания. С того момента они выходят уже и как дань традиции. Сейчас над программой СИТ работает всего несколько человек, которые профессионально и очень трепетно относятся к своему детищу.
— Как вы собираетесь «наращивать» рейтинг TVT?
— А как вы понимаете термин «рейтинг»? И что такое рейтинг на киевском телевидении? Как можно нас сравнивать с каналом, программа которого состоит из доброго десятка зарубежных сериалов и выпуска новостей. Давайте исследовать отдельно рейтинг трансляции на телеканалах кинофильмов и рейтинг программ собственного производства. Но при этом очень желательно для объективности не смешивать рейтинги программ собственного производства на общенациональных, городских и так называемых сетевых каналах. Хотя бы для того, чтобы выяснить, кто первый в городе, а кто в деревне. Кроме того, я не верю социологическим опросам, в которых участвует две тысячи киевлян, по ответам которых судят о мнении не только всего Киева, но и всей страны.
— Кто же ваш зритель?
— С уверенностью могу сказать, что у каждого нашего цикла передач свой целевой зритель. Некоторые звонят и жалуются на какую-то программу, но в то же время отмечают иную. Есть определенный контингент зрителей, который предпочитает зарубежным фильмам качественные авторские передачи и ток-шоу. Нужно стремиться к тому, чтобы называть вещи своими именами. Если это собственные программы, то они действительно должны быть собственными. Главное, стремиться работать в правовом поле на благо своего зрителя.
Выпуск газеты №:
№153, (2002)Section
Медиа