Весенняя кинопоэма
Ночью с 1 на 2 марта в 02.35 на телеканале «1+1» в программе «Аргумент-кино» — классика неигрового кинематографа — фильм режиссера Михаила Кауфмана «Весной»![](/sites/default/files/main/articles/26022015/19kadr.jpg)
В «Аргумент-кино» завершается ретроспектива украинской кинодокументалистики братьев Кауфманов — собственно, старшего брата, известного всему миру под творческим псевдонимом Дзига Вертов, и брата среднего, Михаила Кауфмана, который сначала снимал ленты Вертова в качестве оператора, а в Киеве как режиссер создал блестящую документальную картину «Весной».
Именно фильм Михаила Кауфмана «Весной», этот абсолютный шедевр украинского киноавангарда, созданный в соответствии с установками авангардистской теории «кино-глаза», заполнит наш актуальный киносеанс. Скажем так, в предчувствии весны, которая, безусловно, придет...
В этом фильме предстает ныне почти неизвестный Киев 1929 года. Кадры пробуждения города, возобновления его жизни перекликаются с лирическими картинами возрождения природы. Это безусловное кинопризнание в любви Киеву — через легкое, прозрачное настроение, приветливую человеческую пластику, эмоциональные портреты, улыбки детей.
Наряду с тем, что Михаил Кауфман был энтузиастом, даже фанатиком динамичного изображения и как оператор был мастером внутрикадрового монтажа, его безусловная сила и мастерство проявились не в последнюю очередь в умении снимать людей, в умении улавливать их самые меткие характеристики.
Кроме того, в фильме «Весной» Кауфман впервые — ради фиксирования документального течения жизни — применил принцип «скрытой камеры».
Михаил Кауфман, конечно, оставался в поле принципов «кино-глаза», но вместе с тем в своей режиссерской работе (но он здесь одновременно и оператор, и монтажер) проявился как мастер виталистический, достаточно отличающийся от своего старшего брата Дзиги Вертова, скажем так, жесткого конструктивиста.
Примечательно, что лента «Весной» оказалась во многом созвучной пантеистической философии гениальной «Земли» Александра Довженко, конечно, в своем контроверсийном издании. А известный французский киноисторик Жорж Садуль назвал «Весной» «скорее кинопоэмой, чем документальным фильмом».
Остается вспомнить о третьем, младшем из братьев Кауфманов, рожденных в Белостоке, в Польше, которая была тогда частью Российской империи. В отличие от старших братьев Борис Кауфман остался с родителями и рос в независимой Польше, а затем эмигрировал во Францию и тоже стал кинооператором. Снимал для великих режиссеров великие фильмы, в частности «Аталанту» и другие картины для Жана Виго. Затем оказался в Голливуде, где стал оскароносцем за ленту «В порту» режиссера Элиа Казана. И это младший из Кауфманов стоял за камерой у Сидни Люмета во время создания «12 разгневанных мужчин». Он снимал гениальных актеров — Софи Лорен, Марлона Брандо, Анну Маньяни, Генри Фонду, Джеймса Дина...
Но все это кино не принадлежит к шедеврам украинского киноавангарда, в отличие от фильмов двух старших Кауфманов — уже виденного нами «Человека с киноаппаратом» и ленты «Весной», которую можно посмотреть в «Аргумент-кино».
Выпуск газеты №:
№34, (2015)Section
Медиа