Ветер с Востока
Российских передач на наших экранах хоть отбавляй. Но все же лучшие из них остаются в телевизионном «заповеднике» для среднего класса — НТВ (к нам этот российский канал приходит в виде НТВ Мир и принимается в большинстве районов Киева по кабельному ТВ). И это понятно: когда проблемы выживания решены и основные потребности удовлетворены, можно подумать о судьбе Родины, расширить кругозор и поработать над шлифовкой своего личного стиля. Близок к этому ареалу самый интеллигентный в Украине «1+1» , но и он вынужден учитывать особенности конкурентной среды и удерживать рейтинг за счет откровенно развлекательных проектов. Итак, что же из наработок соседей могло бы найти место в творческой копилке наших телеканалов?
Вначале не о самом рейтинговом, но необходимом для любой страны — свободном обсуждении ее актуальных проблем в серьезном ток-шоу. Проект НТВ так и называется — «Свобода слова» . Отсутствие у нас на сегодняшний день подобной передачи (не слишком затратной, что для ТВ немаловажно) — барометр политической ситуации. Это даже не жесткая политическая сатира, вроде «Кукол» или некорректных Хрюна со Степаном. Каждая программа — просто рутинная журналистская работа с общественным мнением и посильный шаг в сторону демократии.
Ноу-хау прошлого сезона — еженедельная программа «Намедни» Леонида Парфенова — выросло из одноименной исторической хроники. Кто боялся пропустить очередную серию новейшей истории, неизменно «подсядет» и на эту передачу. Не заметить и не отметить влияния нового формата на информационный эфир было бы вопиющей несправедливостью. Парфеновские хроники — на грани информационного и развлекательного жанров. То, что «Намедни» подмечают, является знамением времени или отголоском знакового события, будь-то американский римейк «Соляриса», арест Мавроди или французский священник в чувашской глубинке. Им не лень сопоставлять; устраивать акции (стоит посмотреть на богатую Москву именно глазами не избалованной жизнью провинциальной журналистки); хватает средств выезжать на место происшествия, независимо от того, насколько оно удалено от студии; наблюдать за известными людьми с нетрадиционного ракурса. То, что обычно остается за скобками новостей и проигрывается разве что в воображении репортера. А поставить «Масяню» в конце информационно-аналитической программы мог только отпетый неформал. Но эксперимент удался, поскольку несопоставимые вещи смешиваются талантливой рукой.
И украинские новости стали более разнообразными, разбавляют политику житейскими историями и подробным описанием коммунальных передряг. Но никто не осмелился так глубоко трансформировать новостийную классику. Куда проще поднять рейтинг, разбавив новости криминальной хроникой. Не самый достойный, но самый легкий путь к зрительскому успеху. К сожалению, к этому приему прибегают и такие профессиональные новостийные команды, как ТСН («1+1») и «Факты» (ICTV) .
Следуя популяризаторской тенденции, стали более человечными и еженедельные «Подробности» «Интера» . К их чести надо сказать, что расчлененных трупов там избегают. А вот курьезы в порывах творческого раскрепощения случаются. Например, нестандартная находка американского собкора «Интера» Александра Колодия. В прямом эфире из Вашингтона в минувшее воскресенье, он, иллюстрируя агрессивные настроения американской администрации, надел к классическому костюму... бутафорские перчатки в форме кулаков. No comments.
Логично возражение, что последние месяцы прошли для нашего телевидения скорее «под звуком «Пииииии»» (как шутят в «Каламбуре» ICTV, имея в виду зуммер, заглушающий брань), т.е. в развлекательном ключе. Энергично работает в этом направлении «Интер», охотно сотрудничают с российским каналом СТС «плюсы», не упускают своего «Новый» и ICTV. В прайм-тайме доминируют ток-шоу а-ля «Большая стирка», есть веселые конкурсы, розыгрыши, ТВ салоны мод. Телевизионщикам, работающим в этой сфере, сейчас грех жаловаться на невостребованность. Кажется, именно сейчас наступил их звездный час. Однако и здесь НТВ удивило новым форматом. Этот задорный лидер — «Все сразу», новости культуры в субботний вечер. Импонирует раскованная манера ведения передачи Феклой Толстой и Петром Фадеевым. Они с удовольствием зачитывают резкие отзывы по поводу сюжета о заезжем рок-музыканте и просят писать им еще. Или Фадеев описывает новые блокбастеры: «Вторую и третью «Матрицы» пересказывать не буду, я и в первой ничего не понял». Нахально пользуется тем, что, рассказывая о фильме, он не обязан его рекламировать. Сюжеты о моде-музыке-премьерах переслаиваются интервью с гвоздем-гостем программы. И тут присутствует чувство меры, поскольку приглашается не самый «затертый» персонаж. Формула передачи не новая, но оторваться невозможно. Добавлю, что не отношу себя к фанатам новостей культуры.
А вот передача «Наши со Львом Новоженовым» замечательна прежде всего тем, что успела первой. На украинском ТВ были попытки не хуже рассказать о соотечественниках- иммигрантах и «заробитчанах», но у нас напряженка с корпунктами за рубежом.
Не хочется рассматривать НТВ в рамках программы «догнать и перегнать». Думаю, феномену НТВ, воздух которого придает большинству создаваемых им передач особую нестандартность, не стоит завидовать. Такая атмосфера, как показывает практика, хрупка и относительно недолговечна.
Впрочем, чужое творчество бывает заразительно.
Выпуск газеты №:
№23, (2003)Section
Медиа