«Вконтакте» и YouTube будут брать деньги за музыкальный контент
Игнат БЕРЕЖНЫЙ: «Операторы начинают понимать, что на «пиратских» принципах уже невозможно строить серьезный бизнес»
Сразу два популярных интернет-ресурса планируют создать платные сервисы для прослушивания музыки. Информация об этом появилась недавно. Если «ВКонтакте» объявил о своих намерениях официально, то о планах YouTube общественность узнала с масс-медиа. В самой компании эту новость пока еще не комментируют. Сообщается, что программа будет «заточена» специально под мобильные устройства. Появление сервиса должно уладить конфликт, который возник между YouTube и рекординговыми компаниями, недовольными низкими поступлениями от одного из самых популярных сайтов сети.
Гендиректор «ВКонтакте» Павел Дуров о готовности компании зарабатывать на музыке заявил на конференции GMIC в Кремниевой долине в Калифорнии, сообщает РБКdaily. Позже официальный представитель соцсети Георгий Лобушкин вынужден был успокоить пользователей. По его словам, о внедрении платного доступа к фонотеке «ВКонтакте» не идет речь — разработчики планируют создать новый, дополнительный сервис. Кроме того, лишать пользователей возможности загружать собственные аудиозаписи тоже никто не будет. В соцсети заявляют, что ведут переговоры о сотрудничестве со всеми крупными музыкальными лейблами. Свое участие в них уже подтвердили Warner Music Group, Universal Music и Sony Music Entertainment.
Напомним, что практика предоставления нелимитированного доступа к музыкальному контенту за незначительную плату достаточно распространенная в мировой сети. Подобные услуги предоставляют такие ресурсы как Rdio, Rhapsody, Spotify и другие. Есть аналогичный продукт и в компании Google, которой принадлежит YouTube. На российском рынке самым крупным сервисом легального аудиоконтента является «Яндекс. Музыка».
— Что касается инициативы «ВКонтакте», которых уже много лет критикуют за размещение нелегальных материалов, то, на мой взгляд, это является следствием нового «антипиратского» закона, который вступил в силу 1 августа в России, — считает директор Ассоциации музыкальной индустрии Украины Игнат Бережный. — Он предполагает конкретные действия относительно блокирования сайтов, на которых размещен нелегальный видеоконтент. В настоящее время музыкальные компании прилагают значительные усилия, чтобы добавить к данному закону упоминание и об аудиоматериалах. Несмотря на всю критику, подобные начинания, в частности и внедрение контент-фильтров на «Одноклассниках» и «ВКонтакте», свидетельствуют об эффективности данного закона. Операторы рынка в России начинают понимать, что на «пиратских» принципах уже невозможно строить бизнес. В то же время, какой будет конкретная модель монетизации музыкальной продукции «ВКонтакте», насколько мне известно, еще никто не знает. На мой взгляд, оптимальная форма — бизнес-модель freemium. Она заключается в том, что пользователи имеют выбор: слушать музыку бесплатно, но с рекламными вставками и определенными ограничениями по количеству контента, или же платить за неограниченный доступ. В Европе это будет стоить 10 евро в месяц, в США — 10—15 долларов. То есть ты платишь или деньгами, или временем. Убежден, что в Украине, несмотря на наличие значительных объемов музыкального контента в свободном доступе, платные сервисы имеют неплохие перспективы. Ситуацию с копирайтом и интеллектуальной собственностью в нашем государстве не критиковал лишь ленивый — и США, и ЕС неоднократно поднимали эту тему, в частности и в связи с подписанием Соглашения об ассоциации. Государственная служба интеллектуальной собственности Украины уже готовит соответствующий законопроект. Недавнее переподчинение этого органа Министерству экономического развития и торговли должно посодействовать решению вопроса. Прогнозирую, что в ближайшее время мы увидим его окончательную версию. Будет ли новый закон жестче российского, я не знаю, но в любом случае он станет важным сигналом для нелегальных ресурсов. Соответственно, перспектива платных сервисов будет расти. Уже в настоящее время в Украине действует несколько онлайн-кинотеатров, которым удается конкурировать с «пиратами». На музыкальном фронте потенциал легального контента не меньший. Убежден, что от подобных проектов выигрывают не только рекординговые компании, но и сами музыканты.
Выпуск газеты №:
№199, (2013)Section
Медиа