Перейти к основному содержанию

Война и люди в ТВ-измерениях: правда, полуправда и неправда

29 апреля, 16:30
ДОНЕЦК. 30 МАРТА 2014 г. / ФОТО АЛЕКСАНДРА ЕРМОЧЕНКО

Ежегодно в период с конца апреля до середины мая эфир ведущих телеканалов Украины заполоняют красные флаги, офицеры СМЕРШа и «мудрый» Сталин. Иногда кажется, что ты вернулся во времена СССР — так много в нашем телепространстве прославления «непогрешимого и легендарного» советского тоталитаризма и его вооруженных инструментов — Красной армии и «компетентных органов». Причем с ощутимым акцентом именно на спасительную роль этих «органов» во время войны и на освободительную миссию великого русского народа (при этом россияне, как оказывается, заселяют и Украину и Беларусь).

И что интересно: нередко современные фильмы и сериалы в воспевании тоталитаризма и в выдумках относительно невероятных побед советских разведчиков и диверсантов существенно опережают ленты времен СССР, среди которых случались честные и правдивые (настолько, насколько удавалось обмануть цензуру). Скажем, в классическом фильме «В бой идут одни «старики»» Леонида Быкова вставлена, по требованию цензуры, сцена с вручением партийных билетов летчикам; но за счет этой вставки у героя Быкова не вырезали пронзительно правдивый монолог о том, что на пути его эскадрильи от Бреста к Сталинграду и обратно в Украину в землю легло столько летчиков, что хватило бы на целую дивизию, — а сколько еще ляжет на пути к Берлину. Сегодня цензуры в Украине нет. Но есть редакционная политика продакшн-компаний, ориентированная на вкусы кремлевских власть имущих, — даже если эти компании номинально полностью или частично украинские. Так как кроме «ТойЩоПройшовКрізьВогонь» и «Хайтармы» ничего другого на военную тематику, не ориентированного на кремлевские вкусы и российский телеэкран, в Украине не появлялось...

Впрочем, среди ориентированной на «русский мир» телепродукции, которая поступает к украинскому зрителю, есть ленты и сериалы, достойные внимания — разумеется, с определенными предостережениями, потому что в них все равно имеется большая или меньшая доза исторической неправды и пропаганды соответствующего сорта. Поскольку их, скорее всего, покажут накануне 9-го мая и после него, то целесообразно вырабатывать у себя и своих близких иммунитет на теленеправду и телепропаганду, в то же время получая удовлетворение от обычно неплохой игры актеров и интересных сюжетных ходов.

В этом плане показательными являются три недавних сериала производства продакшн-корпорации Star Media, которая большое внимание уделяет именно военной тематике, и продукция которой постоянно присутствует на наших телеканалах.

В прошлом году в конце апреля на телеканалах Украины начался показ только что созданного сериала «Истребители» (режиссер Алексей Мурадов). Время действия — 1943 год. Место действия — неопределенный точно центральный промежуток фронта между Черным и Балтийским морями. Главный герой — истребительный гвардейский авиаполк, в который пребывают четверо младших лейтенантов — выпускников авиационного училища. В авиаполку, среди других «летунов», двое красивых и опытных летчиц, точнее, как они себя сами называют по-мужски, летчиков, — капитан Лидия Литовченко и старший лейтенант Евгения Дементьева. А в придачу там появляется и настоящий граф — Илья Бестужев, который воевал еще в Испании, по возвращении попал в ГУЛАГ, выжил, благодаря участию боевых друзей был выпущен из лагеря и отправлен на фронт.

Фронтовая хроника, мелодрама, бытовой сериал и конечно экшн — все в фильме «Истребители» смешано вместе. В результате получился противоречивый, но в основном пригодный к употреблению микс. А заканчивается лента трагически — гибелью главного героя, авиаполка почти в полном составе, в результате традиционного для Красной армии генеральского идиотизма и пренебрежения человеческими жизнями.

Имеем попытку дать войну — и не только войну в воздухе — в ее буднях, в разных измерениях, — и это уже заслуживает уважения. Как и постоянное внимание к офицерскому и солдатскому быту, к тем или иным мелочам, которые подчеркиваются посредством звуковой дорожки с голосами и шумами аэродрома. Но при этом, воспроизведя на экране с помощью современных средств и боевую технику, и автомобили, и танки, и другие аксессуары того времени, авторы ленты проявили вопиющую невнимательность к тем мелочам, которые на самом деле не являются мелочами в серьезной исторической постановке. Скажем, уже традиционно для современных российских фильмов некоторые персонажи носят такие боевые награды, которых не могли иметь, — а другие не имеют тех орденов, которые должны были бы иметь; скажем, командир полка штурмовиков, о котором уже шла речь, на широкой груди имеет «золоту звезду» Героя и несколько орденов, но среди них отсутствует орден Ленина, который автоматически выдавался вместе со «звездой».

Но все же основной просчет фильма в этом плане — самолеты, на которых воюет авиаполк, то есть «Яки», а также «Месершмиты», которые им противостоят. Не буду детально на этом останавливаться, но замечу, что бюджет фильма явно выдержал бы еще определенную сумму, чтобы заплатить ее квалифицированному консультанту (хотя бы Марку Солонину, который совмещает в себе профессию историка Второй мировой и авиационного инженера) — и избежать элементарных ляпов.

Замечу, что фильму не слишком мешает даже то, что он наполнен прямыми и скрытыми цитатами из других лент, прежде всего классических «В бой идут одни «старики»» и «В небе «ночные ведьмы». Но дело в том, что «Старики», в свою очередь, наполнены цитатами из воспоминаний летчиков-истребителей. А «Ночных ведьм» поставила бывшая летчица женского авиаполка, Герой Советского Союза Евгения Жигуленко. Поэтому цитаты из этих фильмов — в целом правдивые вещи.

И главное, — в фильме наглядно показано бессилие боевых летчиков, асов-истребителей, Героев перед тоталитарной советской системой, рабами которой они были на земле, а вот свободными людьми становились только в воздухе, в бою. Очень красноречивым в этом плане является эпизод, в котором летчика, воевавшего с первого дня войны, и воевавшего хорошо, имевшего боевые награды, расстреливают перед выстроенным полком. Почему? А потому, что у этого летчика произошел нервный срыв, он не имел сил вылететь на боевое задание. Полковой врач поставил диагноз: предельное нервное истощение, месяц в санатории — и дальше будет летать. Но бдительный замполит полка уже отправил донесение (точнее, донос) в «инстанции», происходит выездное заседание военного трибунала, одна минута на решение человеческой судьбы — и расстрел. Ни в одной армии мира, нигде и никогда военные трибуналы не уничтожали так рьяно своих же — 160 тысяч советских солдат и офицеров расстреляно по их приговорам.

НЕНАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

А в прошлом году ко дню освобождения Киева украинских телезрителей порадовали сериалом «Убить Сталина» (режиссер Сергей Гинзбург). Вот этот сериал является куда более советским, чем «Истребители»; Ложь и пропаганда шагают в нем бок о бок, замаскировавшись псевдодокументальной стилистикой. Скажем, по фильму, аресты и расстрелы лучших советских военных перед войной происходили с подачи Абвера. И 22 июня немецкий шпион гордо об этом говорит главному герою фильма. Да, аресты, действительно, были — с мая по июль 1941 года, главным образом по так называемому делу авиаторов. Возможно, к этим арестам, действительно, приложила руку немецкая разведка (документы по ним в основной своей массе до сих пор не рассекречены). Но расстрелы состоялись уже после показанного в фильме разговора! Один из главных фигурантов «дела авиаторов» генерал-лейтенант Павел Рычагов был расстрелян 28 октября 1941 года поблизости Куйбышева вместе с группой других «заговорщиков». А многих расстреляли даже в 1942 году. Поэтому не нужно переводить идиотизм и преступность советской системы на подступы немецкой разведки — ведь в феврале 1942 года можно было уже разобраться, что к чему, а квалифицированные генералы были на вес золота...

Еще одна большая неправда на телеэкране — о засылке ежедневно десятков диверсионных групп в тыл Красной армии. Их средний численный состав, как было принято в Абвере, состоял из шести лиц, поэтому ежедневно речь должна была идти о сотнях диверсантов. За 10 дней — о тысячах. За октябрь и ноябрь — о количестве не менее 10 тысяч, и это только лишь под Москвой. Это ненаучная фантастика и бессмертная советская привычка к припискам, чтобы показать героизм «органов».

А теперь о главном. В 1941 году нацистам было незачем уничтожать Сталина. Ведь Красная армия терпела поражение за поражением, и это в Берлине не без оснований связывали с уровнем военной компетенции советского вождя. Тогда зачем его убирать? А вдруг государство и армию возглавит какой-то «красный Наполеон»? Только в 1943—1944 годах, действительно, были осуществлены попытки терактов против командования Красной армии и Сталина. Но тогда на фронтах была принципиально другая ситуация. Перенесение же этих намерений на 1941 год — не что иное, как банальная попытка переписать историю, представить систему сталинизма лучше и эффективнее, чем на самом деле. И в который раз пропеть осанну «компетентным органам», которые хоть и ошибались временами, но преодолевали собственные ошибки и все возможные трудности, потому что искусство такого сорта всегда находит и будет находить понимание у главного телезрителя современной России...

И, наконец, еще один сериал называется «Три дня лейтенанта Кравцова» (режиссер Александр Даруга, 2012). Сюжет простой: новоиспеченный лейтенант Николай Кравцов прибывает на фронт в полк и получает назначение командиром взвода. Правда, в этом взводе вместо трех десятков осталось всего восемь воинов. И вот неопытный командир, который постоянно шепчет положение изученных наизусть военных уставов, в первый же день вынужден, согласно приказу, вести взвод в одну из тех идиотических атак на враждебные пулеметы, которыми была так богата та война. За эти три дня герой сериала успевает и приобрести боевой опыт, и стать командиром роты, и влюбиться в местную девушку Олесю...

ЭКРАНИЗИРОВАННЫЕ СТРАНИЦЫ  «ЛЕЙТЕНАНТСКОЙ» ПРОЗЫ

А в целом перед зрителем, который является в то же время и квалифицированным читателем, одна за другой проходят экранизированные страницы так называемой лейтенантской прозы — Виктор Некрасов, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев, Василий Быков, Константин Воробьев, Борис Васильев. Иначе говоря, та «окопная правда», которая пробивала себе дорогу даже в советские времена в книгах, написанных такими же лейтенантами, чудом уцелевшими на войне. Есть в сериале и прямые и скрытые цитаты из лучших военных фильмов советского времени — опять-таки, на уровне «окопной правды». Хотя авторы ленты временами выходят за ее пределы. Скажем, слова одного из персонажей: «В нашей армии на одного бойца три полководца», — никоим образом не могли бы прозвучать в советские времена.

Но в то же время фильм работает на идею «русского мира». Действие его происходит в 1944 году, один из персонажей, местный немолодой человек говорит, что «я здесь в ту войну воевал»; значит речь идет о Беларуси или Волыни, там проходили фронты Первой мировой. Да и главную героиню зовут Олесей. Но все в фильме разговаривают на чистом русском языке. Главный герой — россиянин, офицер, его заместитель во взводе — украинец, сержант. Что ж, в пределах идеологем «Русского мира» украинцы и должны быть «нацией сержантов» (В.Стус).

Впрочем, этот сериал, поскольку в нем война показана с позиции лейтенантов, сержантов и рядовых, в целом производит неплохое впечатление — хотя и несколько вторичное в силу сказанного выше.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать