Перейти к основному содержанию

Все, что вы хотели знать о войне

Как и кто на украинских каналах говорит о Донбассе во время мнимого «перемирья»
17 октября, 11:31
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Война, в состоянии которой сейчас де-факто находится Украина, диктует новые форматы для жизни страны, в том числе и для телевидения. Еще с весны все украинские каналы — от центральных до нишевых интернет-вещателей — заполонили милитари-сюжеты. Зрители увидели лицо нашей армии, нюсмейкерами все чаще становились не политики, а комбаты или генералы, активизировалось внимание к министерствам обороны и внутренних дел. Новости наполнились топонимами Славянск, Краматорск, Счастье, Дебальцево, Саур-могила. Репортажи из горячих точек теперь уже своей страны делали Андрей Цаплиенко («1+1»), Роман Бочкала («Интер»), Азад Сафаров («5 канал»), Александр Моторный («2+2»).... Логично, что в определенный момент эта тема переросла новостийные сюжеты и стала оформляться на определенных каналах в целые программы, достаточно разные по характеру. На «1+1» стартовал военно-патриотический проект «Хоробрі серця» посвященный людям, которые проявили героизм во время событий на востоке Украины. «5 канал» акцентировал больше внимания на социальной составляющей и запустил передачу «Єдина родина», которая раскрывает конфликт через человеческие судьбы. Однако цифровые общенациональные информационные каналы с меньшей аудиторией сформировали эти программы по принципу военной хроники. Примечательно то, что даже после заключенного так называемого «перемирия» эти программы, которые на некоторых каналах ежедневно, а на некоторых только по будням выходят в эфир, постоянно имеют материал для трансляции и обсуждения.

«ВОЄННИЙ ЩОДЕННИК» ОТ «112 Україна»

Одна из таких программ военной хроники выходит на канале «112 Україна» под названием «Воєнний щоденник». Стоит отметить, что и сам вещатель, и его журналисты, и слова, которые использовали работники для обозначения тех или иных событий, кардинально изменились. Теперь зрители уже не слышат об «ополченцах», которые трансформировались в «боевиков», а формулировку «украинская армия бомбит мирное население» изменилась на «террористы обстреливают позиции украинских военных». Например, в выпуске от 29 августа бывшая ведущая Татьяна Гончарова, рассказывая о публичных призывах Путина к представителям так называемых «ДНР» и «ЛНР» прекратить огонь, подает эту информацию, употребляя слова  «бандформирования боевиков, подконтрольные российскому руководству». Или вот один из соведущих Алексей Ананов, говоря о мятежных батальонах и заявлениях международных организаций о том, что украинские военные не соблюдают права человека на Востоке, высказывается так: «Возможно, в этом и есть часть правды, но теперь это выглядит как предвыборные игры».

Программа интересна тем, что у нее разные соведущие, как, например, Алла Щелычева, Алексей Ананов, Вадим Карпьяк, а соответственно и разные подходы, разная динамика беседы. Постоянные телеведущие — Светлана Орловская и Василий Голованов. До своего увольнения с «112 Україна» «Воєнний щоденник» вела и Татьяна Гончарова. К сожалению, такое многообразие не очень распространяется на гостей студии. Из эфира в эфир «Воєнного щоденника» переходит советник министра внутренних дел Антон Геращенко, в сюжетах и информационных перебивках канал постоянно приводит комментарии спикера АТО Владислава Селезнева или спикера информационно-аналитического центра СНБО Андрея Лысенко. Хотя стоит сказать, что синхроны Лысенко в последнее время стали трендом украинских телеканалов... Поэтому в этом плане все зависит от мастерства ведущих задавать гостям острые вопросы. Прежде всего эта программа важна как документ, хроника. «Воєнний щоденник» выходит ежедневно, и его выпуски сейчас особенно ценны, ведь они показывают, что на самом деле представляет собой «перемирие» на Донбассе. Конечно, программа не ограничивается исключительно информированием о военных действиях, репортажами о волонтерской деятельности, кадрами из разбомбленных фронтовых сел и городов. Поднимается тема обеспечения армии, реформирования силовых органов, все чаще появляется тема выборов, но в целом наполнение и стиль «Воєнного щоденника» полностью соответствуют его названию. Странно только, как голоса ведущих, абсолютно привычно и безэмоционально, словно новости о принятии новых законов или температурном режиме в квартирах зимой, начитывают информацию в начале программы: «В результате сегодняшних артобстрелов двое украинских военных погибли, еще трое получили ранения».

«ХРОНІКИ ВІЙНИ З АРТЕМОМ ШЕВЧЕНКОМ»

Еще один телепроект, посвященный военной тематике, выходит на «Еспресо TV» — «Хроніки війни з Артемом Шевченком. Щоденник АТО». В отличие от «Воєнного щоденника» на «112 Україна», в котором на протяжении эфира ведутся дискуссии с несколькими спикерами и разными ведущими, лицо «Хронік...» неизменно и построено как разговор Артема Шевченко в студии с одним гостем. А «Щоденник АТО» — это постоянная рубрика «Хронік...», дайджест самых свежих видео из зоны конфликта — репортажей журналистов и сюжетов в формате «без комментариев». Да и сам разговор не такой длинный. Если «Воєнний щоденник» «112 Україна» длится полтора часа ежедневно, то «Хронікам війни» выделяют всего 20 минут эфира с понедельника по четверг. 

Однако гости Артема Шевченко — каждый раз разные интересные люди из разнообразных кругов и сред, большинство из которых — не официально-кабинетные персонажи. В студии программы были и инструктор по стрельбе Константин Лиснык, и уже известный комбат, а теперь и кандидат в народные депутаты Семен Семенченко, и политолог Сергей Згурец, и аналитик, экс-спикер Посольства Грузии в Украине и участник войны в Абхазии 1992-1993 годов Бачо Корчилава. Хотя приходят сюда и люди из госаппарата, как, к примеру, начальник Главного следственного управления СБУ генерал-майор Василий Вовк или советник Министра Внутренних дел Украины Зорян Шкиряк. Примечательно то, что сейчас на украинских каналах часто можно увидеть советников министров, тогда когда сами министры предпочитают оставаться за кадром. Часто благодаря советникам можно понять кое-что и о самих министрах или министерствах. Например, 6 октября «Хроніки війни...» посетил на то время еще советник министра обороны Валерия Гелетея Александр Данилюк, по совместительству координатор «Спільної справи», чьи активисты во время Евромайдана заняли, но впоследствии освободили здание Министерства энергетики и угольной промышленности. В «Хроніках...» пустили сюжет о создании Совета волонтеров при минобороны, а также в частности шла речь о передаче 60 млн грн бюджетных средств этому Совету. Однако Артем Шевченко почему-то не стал узнавать у Данилюка, кто именно будет входить и кто возглавит этот Совет, а лишь спросил оправданный этот шаг или рискованный.

В целом складывается впечатление, что чаще всего ведущий просто предоставляет медиа-площадку для выражения взглядов своим гостям. Если Вадим Карпьяк в «Воєнному щоденнику» буквально засыпает острыми вопросами Антона Геращенко, в частности: почему на личном контроле президента расследование дела избиения Шуфрича есть, а дела расстрела майдановцев нет, то спикеры в студии «Еспресо TV» чувствуют себя достаточно расслабленно. Хотя далеко не всегда. Например, в разговоре с Василием Вовком Шевченко выражает мнение о том, что безнаказанность приводит к рецидиву, и перечисляет конкретные фамилии мэров городов и глав областей на Донбассе, действия которых можно было бы расценить как сепаратизм. «Наказание будет неизбежным. Не накажет правоохранительная система — накажет Бог», — отвечает на это начальник Главного следственного управления СБУ.

Кажется, в этой фразе есть все, и отражение современной ситуации в Украине в том числе, а следовательно, и трансляция этих процессов в медиа. Мы лишь формируем военные программы как жанр. Французский писатель ХІХ века Жюль Ренар описал один иронический эпизод, связанный с журналистикой на войне. «В 1870 году какого-то журналиста не захотели пустить через аванпосты. «Ах, так! — воскликнул он. — В таком случае мы не будем писать о войне». К сожалению, мы себе не можем такого позволить.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать