Всевидящее око времени
Ночью, с 1 на 2 февраля, в 01.10 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и два украинских фильма — игровую дебютную ленту режиссера Ивана Сергиенко «Перекотиполе» и неигровой фильм известного украинского кинодокументалиста
Продолжение украинских киносеансов: игровая среднеметражная дебютная лента режиссера Ивана Сергиенко «Перекотиполе», продолжительностью 42 минуты и на 10 минут продолжительнее документальный фильм известного украинского режиссера Александра Балагуры «Табір».
Александр Балагура — с 1990 года — является автором трех десятков неигровых лент, которые принимали участие в престижных международных кинофестивалях от Киева, Парижа и Турина до Тампере, Флоренции и Торонто. Он, историк по образованию, начинал снимать фильмы на студии «Укркинохроника», впоследствии переехал жить в Италию, но не забывает Украину и творит — в тесном сотрудничестве с продюсером Светланой Зиновьевой — ее кинематографический образ.
Александр, начиная с 2007 года, отснял на Родине три очень своеобразные, чрезвычайно медитативные, я бы сказал — визионерские, неигровые полнометражные картины: «Крила метелика», «Час життя об’єкта в кадрі» и, собственно, «Табір», который мы и посмотрим.
Вообще, можно смело говорить об особом кинематографе Александра Балагуры, который обрел форму, стиль, жанр кинофилософского размышления. Во всех трех упомянутых фильмах режиссер пребывает словно, почти по Прусту, в поисках потерянного времени. Он пытается постичь — если не понять, то почувствовать течение времени, визуализировать его.
Между прочим, фильм «Табір» имеет двойное название — также «Лолі калі шуба». Именно так ромские дети на Закарпатье называют «бедрика», насекомое «солнышко», божью коровку. Ту самую, которая с языческих времен считается одним из символов удачи и счастья, а сейчас — как отзвук давних магических действий — перешла в мир детских верований.
Лента Александра Балагуры стала своеобразным киноэссе о путешествии в старые места с надеждой встретить кого-то из персонажей своего фильма 20-летней давности. Режиссер приезжает в лагерь и показывает свое документальное кино, снятое здесь в 1991 году. Кому же бедрик из известной песенки принес добрую судьбу и счастье?..
С автором второго фильма, собственно, «Перекотиполя», режиссером Иваном-Вячеславом Сергиенко, состоялся разговор в студии программы, где Иван ответил на ряд вопросов и рассказал о себе, об особенностях обучения в Венской киноакадемии и об истоках своего фильма, который, по сценарию, выводил нас на одну из украинских национальных травм ХХ века — на Чернобыльскую катастрофу. Но, как оказалось в процессе работы, трансформации и универсализации его драматургии — не только.
Таким образом, в «Аргумент-кино» фактически два кинематографических путешествия во времени — документальное киноэссе Александра Балагуры, пребывающего в философских поисках потерянного времени, — фильм «Табір» (или же «Лолі калі шуба») и игровая лента Ивана Сергиенко «Перекотиполе», где за героями следит Всевидящее Око.
Впрочем, как и за всеми нами. Ежедневно...
Выпуск газеты №:
№14, (2015)Section
Медиа