Вышитые ассоциации
Владимир ФАЛИН: Сегодня фото должно не столько информировать, сколько быть аналитическим, с глубоким подтекстомКиевский фотограф, корреспондент информационного агентства «Укрінформ» Владимир Фалин — многократный участник фотоконкурсов «Дня». Как рассказывает он сам, за четырнадцать лет существования конкурса не менее десяти лет подряд он принимает в нем участие.
В этом году в выставке по результатам фотоконкурса «Дня», что проходила в октябре в Музее современного искусства Украины, приняло участие восемь работ господина Владимира. Три из них — «Навеки элегантный», «Карта Украины» и «Семейный маркетинг» — были отмечены партнерами фотоконкурса. Как сознается сам Владимир Фалин, самая ценная для него лично работа «Навеки элегантный» — это портрет Богдана Ступки в последние месяцы его жизни. Кстати, за этот снимок немало голосов отдали и посетители выставки в Киеве.
— Это фактически получился предсмертный снимок Богдана Сильвестровича. Я не знаю, кто еще успел сфотографировать его после меня. Он тогда на репетицию спектакля приехал из больницы, — рассказывает Владимир ФАЛИН. — И после этого в театре, кажется, больше не появлялся. Это было за месяц до его смерти. С Богданом Сильвестровичем меня связывает многолетнее знакомство. Я снимал его и лет сорок тому назад, когда он был еще лишь актером театра имени Франко и не снимался в кино. Мне эта фотография дорога тем, что удалось его снять незадолго до смерти. Хотя один сайт, который просил у меня портретное фото Ступки, этот снимок «зарубил». Сказали, что не хотят, чтобы его помнили больным и с костылем.
Другое фото, которое вызывало симпатии у зрителей, это работа «Карта Украины». Ее отметили Национальный университет «Острожская академия» и «5 канал». «Карта Украины» — это, в первую очередь, пример удачного репортажного снимка. Хотя, конечно, поражает и герой фотографии — маленький мальчик, который вышивает... карту Украины. И вышивает оригинально — каждая область обозначена определенным символом.
— Это было в Доме ветеранов войны в Киеве, — рассказывает автор работы. — Там проходила выставка вышиванок. Участие принимали и мама с мальчиком, который стал героем фотографии (к сожалению, я уже не помню их имен). Среди работ была и вот эта карта. А тут журналисты набежали с камерами, диктофонами, спрашивают у мальчика, умеет ли вышивать. Мальчик без комплексов, говорит: «Конечно, умею». Сел и начал вышивать так, как делал бы это дома. Снимать было удобно и комфортно. Поскольку мальчик не реагировал на камеры, то и в кадре выглядит очень естественно. Мне тогда также хотелось на передний план «выпустить» саму вышивку, чтобы была видна карта Украины, ведь она на этом снимке не менее важная, чем маленький умелец.
По мнению господина Владимира, с развитием электронных средств массовой информации, изменилась и миссия фотографии, в частности, репортажной. В наше время фото должно не столько информировать, сколько быть аналитическим, глубоким, с социальным подтекстом.
— Я больше всего ценю в фото сбалансированность композиции. Оно должно быть, в первую очередь, грамотно сделанным, — рассказывает Владимир Фалин. — Не люблю фотографии, где известные люди выхвачены в негативном свете. Сегодня прослеживается такая тенденция — фотографы стремятся поймать человека в неудобной ситуации, с какой-то гримасой, неудачной улыбкой на лице. Все это оперативно выставляется в Интернет с соответствующими словесными текстовками.
Кстати, как отмечает господин Владимир, на выставке по результатам нынешнего фотоконкурса «Дня» доминировали именно позитивные тенденции. А следовательно, поскольку в конкурсе принимает участие в основном репортажная фотография, и жизнь предлагает соответствующие сюжеты. Главное — хотеть их увидеть.
Выпуск газеты №:
№224 (2012)Section
Медиа