Как несвоевременны решения власть имущих. Когда они за что-нибудь, наконец, решаются взяться, жизнь уже ушла вперед, и они снова остаются перед разбитым корытом.
Павел Скоропадский, выдающийся украинский государственный и политический деятель, военачальник, последний гетман Украины

Юбилей провозвестника вечности

7 августа исполняется 65 лет Владимиру Сорокину — самому значительному из ныне живущих писателей, пишущих на русском языке
7 августа, 2020 - 11:43

Его произведения давно уже составили целую эпоху в истории русской литературы. Сорокин вобрал в своем творчестве все наследие русской литературы XIX—XX веков и испробовал практически все существующие в русской литературе стили, создав при этом абсолютно оригинальные произведения. Эта особенность сорокинского творчества приводит к тому, что у столь великого писателя нет последователей. Очень трудно назвать литераторов, на которых Сорокин оказал влияние. Я, по крайней мере, таковых не знаю. Настоящим последователем Сорокина мог бы стать только такой писатель, который бы смог спародировать, в самом широком смысле слова, все созданное Владимиром Георгиевичем. А для этого, как минимум, надо иметь такой же, как у него талант. Но писатели с таким талантом, как у Сорокина, появляются один-два в столетие. Может быть, Сорокин писатель даже не XXI, а XXII века, в котором созданные им произведения наверняка будут читать. Великий писатель живет вечно — в своих книгах. И гениальная способность Сорокина совмещать в повествовании самые разные стили, а потом взрывать их вполне реалистическим абсурдом, делает писателя уникальным не только в русской, но и в мировой литературе. И при всей сложности преломленных в его произведениях идей, читать Сорокина удивительно легко, что выдает десницу великого мастера. Можно сказать, что сорокинские тексты (а тут не только проза, но и пьесы, либретто и киносценарии) формируют свою собственную Вселенную, в которой переплетаются разные виды искусств. Напомню, что один из наиболее грандиозных и вместе с тем один из наиболее спорных кинопроектов в современной Украине «Дау», осуществленный режиссером Ильей Хржановским, вырос из первоначального сценария Владимира Сорокина, про который автор сказал: «Я написал, на мой взгляд, вполне приличный сценарий про гениального физика-фрика Дау и окружающий его сумасшедший ХХ век» (дай Бог, чтобы этот сценарий когда-нибудь опубликовали!). Однако полученный результат писатель определил жестко, но точно: «Постсовки играют в Совок... Постсовок вставил Совку».

Владимир Сорокин кажется поборником «чистого» искусства, но при этом создал, наверное, самые острые и актуальные сатирические произведения — «День опричника» и «Сахарный Кремль» (оба романа (хотя «Сахарный Кремль» иногда называют сборником новелл) переведены на украинский язык), где предсказал эволюцию путинской России в неофеодальное государство, и эта эволюция проходила потом прямо на наших глазах. А в «Голубом сале» (тоже переведено на украинский) показал анатомию всякого тоталитаризма и наличие в нем творческого начала, имеющего громадную разрушительную силу. Причем садистские штучки в сорокинских произведениях вызывают не слезы, а смех. Что ж, писатель в одном интервью обмолвился, что сочетать казни и смех — давняя русская традиция, восходящая еще к Ивану Грозному.

Когда Владимир Сорокин в 2010 году побывал в Украине, он в интервью «Дню» напомнил: «Пришел Путин, который сразу объявил разрушение Советского Союза геополитической катастрофой. А для меня это — одно из самых радостных социальных событий моей родины, собственно. Та же команда, которая сейчас пришла к власти, во многом опирается на опыт сталинской эпохи, которая, в свою очередь, берет начало в эпохе Ивана Грозного». А в интервью «Реальной газете» признался: «В Украине есть нечто удивительное, что притягивает. Я живу в Москве, городе, раздавленном вертикалью власти, где очень жесткие отношения и все меньше человеческого. Попадая сюда, я очень чувствую эту человеческую энергию. Может быть, потому, что рядом Европа, может, потому, что советская власть была у вас несколько другой. Мне очень приятно у вас бывать». И назвал свое писательское кредо: «Либо ты пишешь честно, либо боишься. Іншого шляху немає». Интересно, что бы он сказал сейчас, через десятилетие, в которое произошло столько бурных, трагических событий, погибло столько людей? Приблизилась ли Украина к Европе или, наоборот, отдалилась? «Революцию достоинства» Сорокин приветствовал: «Россия беременна Украиной. Роды неизбежны. Все еще впереди: нарастающие боли, разрыв пуповины, первый крик новорожденного. Младенец получит хорошее имя: Прощание с Империей. Будет ли его детство счастливым? Никто не знает. Многие искренне хотят, чтобы он рос здоровым». Что ж, будем надеяться, что младенец оправдает свое имя.

За Сорокиным давно закрепилась репутация писателя, который умеет предсказывать будущее. Вот и в либретто оперы «Фиолетовый снег» (композитор Беат Фуррер, премьера состоялась в Городском оперном театре Берлина 19 января 2019 года, за год до пандемии коронавируса) он предсказал нынешний режим карантина (самоизоляции) и наше поведение в этих условиях. А гораздо раньше в пьесе «Щи» Сорокин предсказал будущую мировую экологическую диктатуру, задолго до появления движения Греты Тунберг и выхода на глобальный уровень борьбы с глобальным потеплением. А еще Сорокин умеет гениально передать любую речевую манеру, вбирая богатство самых разнообразных языковых практик.

В недавнем интервью изданию «All Andorra — All Pyrenees» Владимир Сорокин сделал еще один прогноз: «Россия — непредсказуемая страна. После краха СССР и нечеловечески жестокой Красной Утопии ХХ века в 90-е у России были реальные шансы очистится от прошлого и пойти европейским путем. Но увы, она этот путь не выбрала — сила прошлого, которое так и не сумел похоронить Ельцин, оказалась роковой. Сейчас в России правит бал Новое Средневековье: у нее единовластный несменяемый правитель, Церковь практически на службе у государства, государственные чиновники и губернаторы играют роль феодалов, а силовые структуры — опричников, расправляющихся с недовольными. Боюсь, что в ближайшие годы это не изменится. Хотя, повторюсь — наша страна непредсказуема... Советская идеология была мощнее идеологии путинской власти, тогда в официальной литературе царил жесткий принцип соцреализма. Сейчас нет официальной литературы, есть лишь официальное телевидение и СМИ. Последние события, экономический кризис сильно подорвали милитаристско-имперскую идеологию власти, критика Кремля идет уже и сверху и снизу. Россия сейчас входит в полосу смутного времени. Описывать его с помощью художественной литературы очень трудно — гротеск жизни зачастую сильнее фантазии писателя. В такие времена трудно давать советы писателям!». Но сам Сорокин сейчас как раз работает над новым романом. Пожелаем ему удачи!

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ