Перейти к основному содержанию

«Замороженное» телевидение

или Запрет на жанр журналистских расследований
23 января, 15:31
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1996 г.

После принятых 16 января законов регионалы загоняют в очень тяжелое положение журналистику, прежде всего, телевизионную. В частности жанр телевизионных (да и всех прочих) журналистских расследований отныне становится балансированием на лезвии бритвы.

Ясно, что все надежды лидеров оппозиции и общественности как-то договориться с действующей властью полностью и окончательно провалились. Регионалы заострили ситуацию до такого предела, когда речь может идти только о капитуляции либо власти, либо общества. И Майдану больше некуда отступать — позади тюрьма.

Выиграют ли регионалы от такой крайней радикализации противостояния? Ближайшие дни покажут. После «парламентского переворота» 16 января политическое напряжение ощущалось практически во всех новостных передачах на многих телеканалах.

А до того процветала обычная телерутина. В общем, из всех наших каналов в режиме, собственно телевизионном, работали только ТВі, «5 канал» и Еспрессо-TV... Остальные довольствовались своей обычной ролью домашнего кинотеатра и развлекательного балагана.

У Егора Чечеринды в программе «Сегодня о главном» на ТВі обсуждали демарш нардепа Анатолия Гриценко — его выход (в знак протеста) из парламентской фракции «Батьківщина». Как всегда, Анатолий Степанович нашел очень подходящее время для демонстрации своей восхитительной принципиальности. Это ведь так мудро, во время боя, устроить собрание с обсуждением методов командования и морального облика сослуживцев. Кадрового полковника Гриценко постоянно тянет на какую-то партизанщину и атаманщину. Уж если жажда поступить принципиально настолько нестерпима, то не лучше ли сдать свой депутатский мандат, а не дезертировать из фракции в очень тяжелый для нее момент? И тогда честность Анатолия Степановича ни у кого не вызвала бы сомнений. Мол, не разделяю стратегии и тактики «Батьківщини», а потому не хочу носить полученный благодаря ей мандат, пусть на мое место придет тот, кто разделяет и делает то, что не могу и не хочу делать я. Вот это было бы в лучших традициях офицерской чести.

«ПОЛИФОНИЯ»

К обсуждению подключился нардеп от ПР Николай Левченко и вдруг принялся ратовать за открытые списки на выборах, но потом быстро съехал на идеальную, по его мнению, мажоритарную систему, призывая к тому, чтобы депутаты занимались исключительно хозяйственной работой в своих округах, и не лезли в политику. Кто-то из присутствующих в студии ехидно напомнил слова, прозвучавшие в российской Госдуме: «Парламент — не место для дискуссий». Г-н Левченко явно не понимает, что такое парламент. Если там не заниматься политикой, то где? В Администрации Президента, в Кабмине, в Генеральной прокуратуре?

Левченко обвинил Юрия Луценко, что тот, будучи шефом МВД, не распустил «Беркут». Но во времена Луценко это подразделение не бросали против мирных людей. Левченко выступил еще с одной утопией, которая якобы решит все проблемы правоохранительной системы: подчинить органы внутренних дел местным советам. Сделать так — означает открыть путь к расколу страны. Зная, что представляют сегодня собой некоторые областные советы, можно с большим основанием подозревать, что начальники УВД станут там чем-то вроде провинциальных силовых министров, а областные управления превратятся в местные армии. Конечно же, громады на местах должны иметь возможность выражать свое мнение по поводу работы УВД, но не решать там кадровые вопросы.

Поставленные к барьеру Чечериндой оппоненты-антиподы в конце концов принялись громко орать друг на друга, в результате ничего нельзя было расслышать. Такая вот «полифония» ...

Присутствовавшие в студии регионалы стояли на смерть, отбрасывая любые предложения оппозиционеров о возможной отставке министра МВД Захарченко. Кто бы мог подумать, что этот милиционер — настоящий столп режима? Впрочем, в ВР власть показала, что выдвигать ей какие бы то ни было требования — бессмысленно. Диалога нет и не будет. Сложилась новая реальность, из которой и следует исходить. Скорее всего, власть будет воевать с обществом до победного, пусть даже страшного, конца.

«СТАЛИНСКИЕ СОКОЛЫ»

Телеканал «МЕГА» продемонстрировал российский документальный фильм «Сталинские соколы: крылатый штрафбат». Речь шла о создании в период Второй мировой войны штрафных подразделений в советских Военно-Воздушных силах. Авторы фильма рассказывали, что немало ветеранов войны яростно отрицали такой факт, что телезрителям были продемонстрированы подлинные советские документы, приказы о формировании штрафных эскадрилий.

Подвигли на это «сталинские соколы». Член Политбюро ЦК ВКП (б) Маленков лично наблюдал под Сталинградом, как советские истребители, имея многократное превосходство над противником, уклонялись от боя с немецкими самолетами и улетали на свои аэродромы. По словам Маленкова, он видел подобное не менее десяти раз, о чем и сообщил письмом Сталину. Но при формировании таких подразделений всегда существует опасность перелета летчиков на вражескую сторону. Даже в Японии летчики-камикадзе обязывались сбрасывать над своими аэродромами шасси, чтобы не иметь возможности приземлиться, а значит, уклониться от смертельного задания. Авторы фильма клялись, что за время войны ни один летчик-штрафник к немцам не улетел. Может быть. А вот нештрафники улетали, и в таком количестве, что из них при Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова были созданы Военно-Воздушные силы под командованием бывшего советского полковника Мальцева, два летчика которого, офицеры Бычков и Антилевский, перед тем, как улететь к немцам, успели стать Героями Советского Союза. И в тот же самый день, когда «МЕГА» рассказывал о неприятно поразивших Маленкова поступках находившихся в огромном численном большинстве «сталинских соколов», канал «2+2» бубнил старую сказку об «огромном превосходстве» немцев в 1941 году. Огромное превосходство действительно было. Только у Красной Армии. Но превосходство не помогло. Армия развалилась, растаяла и разбрелась. Но вранье о «циклопических немецких полчищах» не умирает. Просто немецкие генералы, будучи профессионалами, умели концентрировать свои весьма ограниченные ресурсы на направлении главного удара и в этой точке всегда оказывались в большинстве. Кто мешал делать то же самое советским маршалам, командармам, комдивам и комбригам? А ведь призывал их незабвенный Ильич «учиться военному делу настоящим образом».

Именно для оправдания разгрома 1941 года и появились легенды о «несметных полчищах». В кругах историков они уже давно производят впечатление неприличных, ну, а для обманывания масс еще пригодятся. Эти массы с утра до вечера у нас в Украине подвергаются интоксикации советской телепропагандой. Чего же удивляться, что многие наши люди до сих пор не могут порвать с этой идеологией, с идеологическим рабством? Для освобождения от него в стране делается очень мало, а для укрепления духовных оков делалось и делается несравненно больше.

Еще тяжелее было смотреть на «МЕГА» российский пропагандистский фильм «Венгерский капкан», посвященный событиям 1956 года. Типичный продукт сталинско-брежневского мышления, хотя фильм и создан в наше время. Оказывается, восстание 1956 года в Венгрии было подготовлено американскими, британскими и западногерманскими спецслужбами, жалкой марионеткой которых оказался венгерский народ. Правда, как выяснилось, там еще кое-какие спецслужбы поработали, в частности в интервью телевидению бывший шеф КГБ СССР и член ГКЧП-1991 Крючков поведал, что венгерский премьер Имре Надь — это советский агент по кличке «Володя», завербованный еще в 30-е годы в Москве. Однако что же это за советский агент, который становится лидером антисоветского восстания? Или коллеги товарища Крючкова плохо работали?

Иногда в фильме звучали и моменты истины, но явно не по вине его авторов. Так, в частности, участник восстания 1956 года Имре Меч рассказал о своих мотивах: «Нас усиленно русифицировали, навязывали нам русский язык, нам запрещали быть венграми».

В фильме восставших венгров называют «убежденными нацистами». Ну, этот «антифашизм» нам в Украине хорошо знаком.

В то время послом СССР в Венгрии был Юрий Андропов. Как пишет его биограф московский публицист Леонид Млечин: «Если читать шифровки Андропова из Будапешта, то создается впечатление, будто единственная проблема Венгрии состояла в том, что горстка каких-то «правых» мешает стране нормально работать. Так что достаточно «разобраться» с ними и добиться единства в политбюро. А потом вдруг выясняется, что против власти восстал народ».

В фильме не говорят о том, что на все кровавые чистки в венгерском обществе санкцию давала Москва (в частности на арест Яноша Кадара). О шефе коммунистической госбезопасности Венгрии Михае Фаркаше Никита Хрущев вспоминал так: «Этот давний член партии оказался человеком типа Берии, карьерист и с заскоками ненормального, садист какой-то. Мне потом рассказывали, с какими издевательствами он вел допросы честных людей. Мало того, он и своего сына вовлек в эту кровавую круговерть, сделал из него палача. Фаркаш стал просто пугалом в Венгрии».

Но искусству палача Фаркаш научился в СССР, где прожил до 1945 года. 25 октября 1956 года советские войска разогнали мирную демонстрацию на площади Кошута, погибло шестьдесят человек. Расстрел манифестантов, стрельба из танковых орудий и пулеметов по домам усилили антисоветские настроения. Но вот обо всех этих немаловажных обстоятельствах авторы фильма не рассказывают, зато полностью оправдывают кровавое подавление венгерского восстания.

К сожалению, подобными «шедеврами» украинский телеэкран просто переполнен, а это значит, что путь украинского народа по своей «моисеевой пустыне» будет очень долог.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать