Завершилась эпоха «Континента»
В вечность отошел один из патриархов свободной журналистики и независимого общественного мнения России Игорь Виноградов
Ни официальная, ни оппозиционная Россия практически не заметили ухода в вечность 29 мая Игоря Виноградова. А если и заметили, то проинформировали об этом очень скупо, иногда с элементарными ошибками. Так, скажем, телеканал «Россия» заявил, что Виноградов в 1960-х работал в журнале «Новый мир», возглавляемом Александром Твардовским, и ушел оттуда в 1968 году, «после снятия Твардовского». Но в действительности главный редактор «Нового мира» был отстранен в 1970 году, и тогда же ушел из журнала Игорь Виноградов. Неправдивая, но в другом смысле, и информация о деятельности Виноградова во главе журнала «Континент»: якобы «во времена экономических потрясений ему удалось сохранить журнал как серьезное издание, которое исследует проблемы литературы, философии и религии». На самом же деле курс журнала был «связан с опорой на фундаментальные основы христианской цивилизации, с отстаиванием высших ценностей духа, с утверждением свободы личности и суверенных прав народа, с обоснованием и защитой христианско-гуманистического вектора творческого духовного поиска». Есть разница, не так ли?
Впрочем, обо всем по порядку. Ведь и «Континент», и Виноградов никогда не были чужими для Украины и украинского интеллектуального сообщества.
Игорь Виноградов (1930-2015) сочетал в себе ученого и журналиста; защитив в годы хрущевской «оттепели» кандидатскую диссертацию по теории литературы, он стал членом коллектива журнала «Новый мир», который был тогда ведущим легальным изданием гуманистически-антисталинистского направления общественной мысли в СССР. Виноградов в
1965-70 годах был членом редколлегии и заведующим отделом критики этого журнала; именно тогда, например, там увидели мир некоторые запрещенные в Киеве к публикации тексты Ивана Дзюбы. После отстранения Твардовского от должности главного редактора и разгрома редакции «Нового мира» Виноградов работал в Институте искусствоведения и Институте психологии в Москве, а в 1992 году возглавил «Континент».
Это издание стало эпохой в российской периодике ХХ века. «Толстый» ежеквартальный журнал, рожденный в Париже в 1974 году, он отличался от других русских эмигрантских изданий своей европейской установкой, так сказать, либеральным национализмом, попыткой отойти от имперского дискурса (в пределах которого находились практически все основанные первой и второй волнами русской эмиграции издания — от монархических до социал-демократических). Главный редактор журнала Владимир Максимов в интервью журналу «Сучасність», который тогда так же печатался на Западе, заявил: «Для меня, русского демократа, независимая Украина будет таким же праздником, как и для каждого украинского демократа!». В целом, несмотря на определенные коллизии, «Континент» придерживался именно такого курса.
Тематическое разнообразие журнальных текстов с самого начала было очень широким: художественная литература, политическая публицистика, философия и социогуманитаристика. Среди тогдашних постоянных авторов были Андрей Сахаров, Александр Солженицин, Иосиф Бродский, Виктор Суворов, Абдурахман Авторханов, Василий Аксенов, Виктор Некрасов, Владимир Буковский, Наум Коржавин, и, конечно, сам главный редактор журнала — Владимир Максимов. Печатались там Милован Джилас, Роберт Конквест, Генрих Белль, Эжен Ионеско, Чеслав Милош, Жорж Нива, Ален Безансон и другие известные во всем мире интеллектуалы. Были среди авторов «Континента» также Петр Григоренко и Леонид Плющ. В СССР журнал попадал так же, как и другие зарубежные издания — нелегально; за его хранение и чтение, тем более распространение можно было легко попасть за решетку.
С 1992 года журнал начал выходить в России. Владимир Максимов передал редакторские полномочия Игорю Виноградову как человеку со стойкими убеждениями; как было заявлено редакцией, в новых обстоятельствах ее направляющим является «русский патриотизм с западным вектором, который исходит из того, что у России и Европы единое духовное пространство, — христианско-гуманистическая ойкумена; вселенскость, неприятие ксенофобии и шовинизма». Иными словами, идейные ориентиры в целом остались те же, лишь усилился акцент на христианские ценности — как западной, так и русской культуры. В «Континенте» регулярно печатались Сергей Аверинцев, Белла Ахмадулина, Андрей Битов, Андрей Илларионов, Виктор Астафьев, Адам Михник, Андрей Пионтковский, Григорий Померанц, Виктор Шендерович. Проза, поэзия, публицистика, обзоры религиозной и философской жизни, комментарии на злобу дня. Тираж «Континента» в 1990-е годы составлял несколько десятков тысяч экземпляров, а в преддверии 2000-х он вышел в интернет. Кроме того, стоит отметить, что не только «парижский», но и «московский» «Континент» имел хорошие контакты с журналом «Сучасність», когда его главными редакторами в «киевский» период были Иван Дзюба и Игорь Рымарук.
А затем начались, с одной стороны, глобальные процессы «интернетизации» читательской аудитории, с другой стороны, — локальный процесс «вставания России с колен» после прихода к власти режима Путина. Виноградов, как мог, сопротивлялся обоим этим процессам; он не боялся репрессий, в частности, когда публиковал в 2009 году в двух номерах материалы относительно подготовки и осуществления российской агрессии против Грузии или когда печатал интервью с Андреем Илларионовым, которое содержало сокрушительную критику действующей власти. Однако тираж журнала стал таять: семь тысяч экземпляров, пять, три. И когда в 2010 году он упал до 1350 экземпляров, Игорь Виноградов принял мужественное решение — прекратить выход «Континента» как периодического издания. Но не просто остановить журнал, а сделать это, так сказать, эволюционным путем. Поэтому в 2011 году вышли в свет четыре номера «Континента», которые представляли собой альманахи всего лучшего, напечатанного журналом в России. В следующем году Виноградов запланировал издать тоже четыре альманаха, но собранные из текстов «парижского» «Континента». Удалось выпустить один альманах в 2012 году, один — в 2013-м; два альманаха подготовлены, но мир до сих пор они так и не увидели...
Сегодня в России некоторые выражают надежду, что «Континент» продолжит выход; более того — в Германии еще в 2007 году был зарегистрирован «параллельный» «Континент», сугубо электронное и, так сказать, «комсомольско-молодежное» издание (комсомольское не в смысле идеологии, а в смысле стилистики авторов и редакции). Вот, скажем, редактор этого издания рассуждает о нынешней России; с одной стороны, «апологеты новой варварской империи понимают и объясняют ее в примитивных, истерично-бредовых высказываниях», «новая империя закончится быстро», с другой — «мы рубим свой киевский корень», более «близких людей, чем украинцы, у нас нет и не будет». Имеем своего рода «образованный» российский империализм, который спекулирует названием «Континент».
Поэтому, как итог, стоит отметить: журнал «Континент» и в парижский, и в московский периоды своего издания выгодно выделялся среди российских «толстых» журналов. Но, к сожалению, он не стал для россиян тем, что существенно изменило нацию и прежде всего ее элиту, например для поляков знаменитая «Культура» Ежи Гедройца, которая во многом была образцом для «Континента» (и в редколлегию которого Гедройц входил со времени основания этого издания). При этих обстоятельствах дело чести русских демократов — завершить дело Игоря Виноградова, выпустить в свет два последних альманаха «Континента» и сохранить сайт журнала с его архивом.
Section
Медиа