Перейти к основному содержанию

«Журналистам стоит ограничить свои «сенсационные» аппетиты...»

Ян ИВАНИШИН — о методах информационной войны, пятой колонне в силовых ведомствах и самоцензуре
12 сентября, 11:52
ЯН ИВАНИШИН

События последних месяцев показали, что любое обострение ситуации на фронте непременно приводит к бурной реакции в медиасфере. Социальные сети сразу же «взрываются» сотнями комментариев самозванных экспертов, значительная часть которых сводится к обвинениям в предательстве. Именно это и нужно врагу, ведь известно, что недоверие народа и армии к военно-политическому руководству страны — самая первая предпосылка поражения. К сожалению, жертвами информационных спецопераций часто становятся и профессиональные журналисты. О том, как ни допустить этого и оградить себя от дезинформации «День» спросил у Яна Иванишина — человека, который имеет двадцатилетний опыт работы в военной журналистике. Как «журналист в погонах» Ян Иванишин сотрудничал со многими центральными телеканалами, в частности и освещал участие украинских военных в миротворческих миссиях. Однако сегодня он не имеет никаких обязательств перед Минобороны, поэтому может говорить вполне незаангажировано.

— Ян, как, с вашей точки зрения, украинцы могут оградить себя от дезинформации? Каким источникам стоит доверять в нынешних условиях?

— Во-первых, я бы, например, вообще посоветовал не читать новости среди дня. Нашествие информации вынуждает людей заглядывать на информационные сайты, в социальные сети едва не каждые полчаса. В интернете же информация всегда очень разнородная и часто противоречивая — под вечер в голове делается каша, перестаешь что-нибудь воспринимать. Как раз на этом этапе человек и становится наиболее уязвимым к психологическим атакам врага. Ведь о подразделениях для ведения психологической войны было известно еще 15 лет  назад. Я лично был знаком с людьми, которые разрабатывали концепции для российских силовиков, которые ныне активно применяются. Чтобы немного «разгрузить» мозг, по моему мнению, стоит ограничиться итоговыми аналитическими материалами, например, вечерними новостями на телевидении или газетой. Днем же уместно сосредоточиться на собственной работе. Кроме того, я бы посоветовал считаться, прежде всего, с сообщением официальных источников: Министерства обороны Украины, пресс-центра АТО и информационно-аналитического центра СНБО. Возможно, иногда эта информация немного запоздалая, зато она десять раз проверена.

Дело в том, что достаточно часто, отрицая информацию журналистов сегодня, официальные источники подтверждают ее на следующий день — именно поэтому и возникает искушение отслеживать  сообщения в соцсетях.

— Возможно и так. Я не исключаю, что иногда журналисты получают правдивую информацию, о которой силовики предпочитали бы до определенного момента молчать. Здесь просто следует решить, к чему вы в действительности стремитесь. Если цель — точно разобраться в ситуации и даже делать определенные прогнозы, вам придется искать информацию во всех возможных источниках. Но тогда нужно помнить о возможности целенаправленных информационных «вливаний», которые осуществляет враг. Подозреваю, что все это делается не только из-за границы — немало людей работают над тем, чтобы сеять панику и в самой Украине. В то же время следует помнить о том, что все мы не можем видеть картину в целом — для этого нужно хотя бы минимальное военное образование и более широкий круг источников. Именно поэтому, несмотря на все эмоции, когда ты слышишь о проблемах того или иного подразделения на передовой, не стоит делать преждевременных выводов.

Часто жертвами информационных провокаций становятся и известные журналисты, которым доверяют люди. Вы допускаете, что российские спецслужбы могут их целенаправленно использовать?

— Вполне. Конечно, я не имею в виду тех, кто работает в зоне АТО, но когда ты сидишь в Киеве, это очень просто реализовать. Военная разведка и контрразведка при предыдущей власти в Украине были практически уничтожены. Сегодня они лишь начинают восстанавливаться. Мы можем лишь догадываться о количестве агентов влияния, которые продолжают работать в отечественных силовых ведомствах. Я уверен, что там есть люди, которые занимаются саботажем, — возможно, именно они и организуют «вброс» дезинформации. Нужно выводить их на чистую воду. К сожалению, на то, чтобы искоренить «пятую колонну», нам придется потратить еще немало усилий. Люстрацию же в государственных органах власти еще даже не начинали. Сегодня ни один журналист не может быть уверенным в своих источниках на все 100%. Известный прием — когда источник определенное время «подкармливает» медийщика правдивой информацией, а затем подмешивает в  нее «дезу». Все это — технологии психологической и информационной войны. Журналистам стоит ограничить свои «сенсационные» аппетиты и больше доверять собственно военным. Убежден, что подавляющее большинство военных и милиционеров, которые отвечают за информирование общества, являются настоящими патриотами Украины. Мне импонирует подход Дмитрия Тимчука и группы «Інформаційний спротив», которые перед публикацией проверяют каждое сообщение в двух-трех несвязанных между собой источниках. Но, даже зная об этом, провокаторы несколько раз пытались их использовать!

— В редакции «Дня» Дмитрий Тимчук признался, что сегодня они публикуют приблизительно 5% информации, которой владеет группа «Інформаційний спротив».  Таким образом, их уже трудно назвать источником, который является определенной альтернативой официальным структурам.

— Сегодня мы фактически находимся в состоянии войны — в таких условиях нельзя предоставлять всю имеющуюся информацию. Любой военный скажет вам, насколько полезным это может быть для врага. Перемещение подразделений, расположение блокпостов, количество боевой техники. Иногда читаю сообщения наших СМИ и сердце кровью обливается: «Три боевых машины проехали в направлении таком-то, помощь поступила в населенный пункт такой-то...» Нельзя сообщать такие вещи! Это — дело Министерства обороны. Журналисты самое большое могут постфактум по согласованию с военными констатировать, например, захват определенной высоты. В советское время за такие «новости» сразу бы посадили в тюрьму. К сожалению, без введения военного положения государство не имеет достаточных юридических оснований для того, чтобы обеспечить надлежащий уровень информационной безопасности. Именно поэтому единственный выход сегодня — самоцензура. Думаю, у группы Тимчука также есть большое искушение выдать больше информации. Но это ребята, которые прошли горячие точки, и поэтому они знают, чего эта информация стоит — ты возьмешь большой рейтинг, а люди могут погибнуть. Я бы посоветовал и другим журналистам взять на вооружение этот «принцип Тимчука»: имеешь информацию — дай 5%, а 95%, которые могут навредить нашим ребятам, придержи.

Адекватно ли, с вашей точки зрения, отреагировали государственные службы, которые отвечают за информирование общественности на недавнее вторжение регулярных частей российской армии на Донбасс? Многие из экспертов, например, считают, что в этих условиях Президент должен был бы выступить с обращением.

— Ныне идет очень большая политическая игра с очень высокими ставками. Каждое слово здесь может навредить ситуации. Еще несколько месяцев назад были основания говорить о непрофессионализме, но сегодня, по моему мнению, люди, которые отвечают за информационную сферу, находятся на своих местах. По-видимому, они так же придерживаются «принципа Тимчука» — информация выдается очень дозировано. Я знаю многих из тех офицеров, которые работают в пресс-службах силовых ведомств. Это — патриоты и если они что-то ныне не говорят, то для этого, я уверен, есть весомые причины. О саботаже здесь нет речи. Возможно, еще просто не время. Возможно, сейчас где-то разворачиваются войска, возможно, где-то начинается операция, о которой мы сможем узнать только после победы. Но наша задача это — не только победа, но и сохранение жизней солдат и мирного населения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать