Журналистика цифрового будущего
Современного журналиста сложно представить без диктофона, фотоаппарата или видеокамеры. А рядового гражданина — без мобильного телефона. Вот и оказывается, что распространение информации, а тем более журналистика сегодняшнего дня и будущего невозможны без цифровых технологий.
5 сентября по инициативе и авторству Благотворительного Фонда «Развитие Украины» корпоративного фонда СКМ (Систем Кепитал Менеджмент) стартовал проект «Журналистика цифрового будущего». Программа реализуется Могилянской школой журналистики — магистерской программой по журналистике Национального Университета «Киево-Могилянская академия», и преследует цель обучения молодых журналистов — лидеров ньюзрумов будущего — путем приобщения их к цифровой культуре новых медиа. Особенностью данного проекта является то, что он будет сочетать в себе обучение работе сразу в трех типах медиа: в печатных средствах, на телевидении или радио и в интернете — через призму применения цифровых технологий. «Это будет синтез навыков и новейших знаний в трех основных сферах: подготовка качественного контента, учет интересов многочисленных и разнообразных аудиторий и применение самых современных технологий в журналистике» — говорит директор программы Евгений Федченко.
Возникновение подобных «школ журналистики», отличающихся по направлениям, для Украины не новость. Так, Национальный союз журналистов Украины (НСЖУ) реализовал проект «Открытая школа журналистики», Украинская ассоциация издателей периодической прессы открыла «Школу качественной журналистики», в которой студенты «Школы...» могли принять участие в мастер-классах выдающихся журналистов Украины. Кроме того, на базе многих изданий проводятся «Летние школы журналистики», во время которых студенты из самых лучших высших учебных заведений имеют возможность стажироваться и повышать свой профессиональный уровень. Однако универсальность программы «Журналистика цифрового будущего» заключается в том, что слушатели будут иметь возможность не только совершенствовать свои знания и навыки в традиционном для них медиа, но и работать в мультиплатформной среде, которая объединит традиционные, что, на взгляд организаторов проекта, отвечает требованиям времени и запросам аудиторий.
Кроме того, от других проектов «Журналистика цифрового будущего» отличается тем, что является программой последипломного образования и не направлена на получение участниками дополнительной степени или кредитов. Она рассчитана на молодых журналистов возрастом до 35-ти лет, которые уже имеют высшее образование (специалист или магистр — необязательно по журналистике) и 1-3 года работы в медиа.
Учебный план программы осуществляется в 10 модулях на протяжении 10 месяцев в виде недельных модулей, каждый из которых посвящен различным аспектам выработки контента и распространения его среди аудиторий. Работа в рамках каждого модуля будет сочетать лекционные курсы и практические задания в мультимедийном ньюзруме, телевизионной или радио студии. По завершению курса каждый из участников должен будет представить собственный журналистский проект, который бы обобщил в себе полученные знания и навыки. А после этого каждого студента ждет защита перед специальной Комиссией в присутствии всех участников Программы, преподавателей и членов Наблюдательного совета. В свою очередь, Наблюдательный Совет проекта уверяет, что, закончив обучение, каждый из «выпускников», получив навыки работы в любых медиа, станет «универсальным» журналистом, специалистом и профессионалом, который сможет быстро приспосабливаться к различным средам разработки и распространения информации.
Евгений ФЕДЧЕНКО , директор программы: «Редакциям медиа я бы порекомендовал воспринимать этот проект как большой ресурс для увеличения конкурентоспособности редакций. Мы используем передовые технологии, учитывающие мировой опыт, и их основная цель — дать журналистам те инструменты, которые смогут продвинуть журналистскую индустрию Украины вперед. Реализуя программу, мы бы хотели добиться того, чтобы журналист, использовав свою профессиональную способность, мог донести необходимую информацию до любой аудитории медиа. Для этого он должен ориентироваться в своем деле и иметь соответствующие навыки работы».
Андрей МИРОШНИЧЕНКО , советник председателя Наблюдательного совета МБФ «Украина 3000», член Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания: «Осуществляя этот проект, на нас возлагается не только исполнительная, но и наблюдательная функции — мы пытались сделать это интересным, информативным и полезным. Для его реализации нужны силы всех специалистов, поэтому к нему мы привлекли только самых лучших. Думаю, получать дополнительные знания тоже придут лучшие из лучших».
Александр МАРТЫНЕНКО , генеральный директор информационного агентства Интерфакс Украина: «На мой взгляд, цифровое будущее — это то, без чего не может существовать современная журналистика. Поскольку «орудия труда», такие как мобильный телефон, фотоаппарат, диктофон, довольно распространены в обществе. Но профессионала от любителя отличает умелое пользование ими и профессиональные навыки — это залог настоящего профессионала. Как и в любом процессе, здесь есть свои позитивные и негативные моменты. С одной стороны, результатом этой Программы станет большое количество новой продукции, которая будет распространяться среди аудитории. С другой стороны, это вызов для профессиональной журналистики: есть определенные стандарты, которые должны отличать профессионального журналиста от журналиста-любителя. Это вызов для руководителей. Естественно, зная, что происходит на кадровом рынке, они привыкли к подобным вызовам, поскольку телеканалов у нас больше, чем журналистов. Нет смысла спорить, в каком направлении развивается процесс подготовки кадров — правильном или неправильном, однако он привел к их дефициту, лично я это ощущаю каждый день. Поэтому думаю, важность этой программы заключается в том, что она может помочь всем сотрудникам и руководителям медиа ответить на вышеупомянутые вызовы.
Выпуск газеты №:
№150, (2007)Section
Медиа