Перейти к основному содержанию

«Журналистское сообщество в России отсутствует»

МВД Украины предлагает сделать персонами нон-грата Константина Эрнста и еще 300 российских медийщиков
17 июля, 13:01
ФОТО LAMPALAP.BLOGSPOT.COM

К антиукраинской пропаганде на российском телевидение мы привыкли давно – кажется, удивить нас здесь уже нечем. Однако, как показали недавние события, извращенная фантазия оккупантов идет все дальше. Так недавно на российском «Первом канале» показали сюжет, в котором якобы беженка из Славянска рассказывает о преступлениях, совершенных украинскими «карателями», вошедшими в город. По ее словам, украинские силовики сразу после освобождения города устроили на площади публичную казнь трехлетнего мальчика – распяли его на доске объявлений, а его маму привязали к танку. Понятно, что никаких видео- или других доказательств российские журналисты не представили – в сюжете был лишь рассказ «беженки». Местные жители, которых потом опросили украинские журналисты, не смогли вспомнить ничего подобного. Как выяснилось, Галина Остапенко, которая представилась беженкой из Славянска, является женой бывшего донецкого «беркутовца», который присоединился к боевикам. Интересно, что в марте этого года она дважды обращалась с жалобами на своего мужав милицию.

«Тележурналистика в России вообще не имеет отношения к журналистике как таковой, – комментирует независимый российский медийщик Семен Новопрудский. – Это уже даже не пропаганда – скорее, некий массированный «арт-обстрел» общественных настроений с целью поддержки максимального градуса агрессии. ПНа мой взгляд, российские власти не заинтересованы в том, чтобы Украина существовала как независимое государство, но единой стратегии в этом вопросе у них нет. Вероятно, в настоящий момент идут дискуссии от  том, какими должны быть дальнейшие действия России – прямое вторжение или продолжение т. н. гибридной войны. Пока эта борьба продолжается, существует необходимость поддерживать соответствующие настроения среди российских жителей, но поскольку времени с начала конфликта прошло уже немало, делать это каждый раз сложнее. Именно поэтому придется прибегать ко все более диким способам. В сюжете о Славянске фактически была применена методика, которую используют создатели развлекательных ток-шоу, – нередко они просто выдумывают истории и персонажей».

Динамика пропаганды на российском телевидении периодически меняется, она имеет мерцающий характер. Например, набор политических штампов, который использовался до президентских выборов в Украине, сейчас несколько изменился и такие понятия, как «киевская хунта» или «законный президент Янукович», больше не актуальны. «В целом уровень интенсивности российкой пропаганды на протяжении последних месяцев оставался приблизительно одинаковым, – рассказывает Семен Новопрудский, – говорить о ее смягчении не приходится (несмотря на недавние заявления СНБО. – Авт.). В то же время на этом фоне выделяются отдельные вспышки. История с вымышленной казнью в Славянске – именно одна из таких вспышек».

В целом российская пропаганда уже давно перестала встречать какую-то реакцию как в Украине, так и в России. Исключение – лишь такие вопиющие случаи. «К сожалению, журналистское сообщество в России отсутствует как таковое, поэтому ждать от него  адекватной реакции не приходится, – рассказывает Семен Новопрудский. – Нет у России и однозначных моральных авторитетов, к которым бы все прислушивались. Отсутствие активной моральной реакции общества на такие случаи свидетельствует о кризисе в России и ее отдалении от цивилизации. Кроме того, медиапространство в нашей стране кардинально зачищено, поэтому отсутствуют и потенциальные площадки для такой реакции. В этом контексте я бы сказал, что нынешняя ситуация в России даже хуже, чем в СССР брежневского периода». Остатки же либеральной прессы, сохранившиеся в России, занимаются в основном своими делами и опровергать выдумки «КРЕМЛЬ-ТВ» даже не пытаются – мол, они отдельно, а мы – отдельно. Однако случай с «казнью в Славянске» всколыхнул даже местную общественность. «Безумные извращенцы – они там совсем больные, чтобы выдумывать такое? – спрашивает российский блоггер и оппозиционер Алексей Навальный. – За это реально нужно судить. Люди, которые устраивают подобное, опасны для общества. То, что они делают, – настоящее уголовное преступление».

И в самом деле – ведь речь идет не просто о нарушении журналистских стандартов, а о разжигании войны. Немало российских граждан, посмотрев подобные сюжеты, принимают предложения кремлевских спецслужб и едут на Донбасс «спасать» местное население. Какой может быть ответственность за подобные преступления российских журналистов? Понятно, что рассчитывать на местное правосудие не стоит. МВД Украины инициирует запрет въезда в нашу страну гендиректору «Первого канала» Константину Эрнсту и еще 300 российским журналистам. Кроме того, МВД обратилось с предложением сделать соответствующий запрос в Евросоюз, чтобы европейские страны поддержали эту инициативу. Очевидно, подобный шаг создал бы определенные неудобства для российских медиаменеджеров, но остановит ли он наступление российской пропаганды? «На мой взгляд, решение украинской власти сделать этих журналистов персонами нон-грата вполне оправдано, хотя только этот шаг вряд ли сможет снизить градус агрессии и лжи, – считает Семен Новопрудский. – Наиболее уместным, как мне кажется, было бы применить к ним принцип люстрации и лишить этих людей права на профессию, ведь они продемонстрировали вопиющую профессиональную непригодность и нарушили ее ключевые «заповеди». Ранее мы уже неоднократно видели, как журналисты кардинально меняли собственное мировоззрение – например, одиозный теперь Дмитрий Киселев еще десять лет назад отстаивал вполне демократические и либеральные взгляды. С этой точки зрения, профессиональное осуждение таких журналистов в России кажется мне намного важнее, чем, например, наказание в виде возможных санкций со стороны ЕС».

О том, насколько отдаленной является такая перспектива, свидетельствует, например, реакция на лживый сюжет заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина. «Моя позиция – все нормально, – заявил он в эфире телеканала «Дождь». – «Первый канал» брал интервью, он показал то, что сказали в интервью. Это вполне соответствует всем нормам, правилам и критериям журналистской этики. Есть человек, говорит она... Вы называете это нагнетанием, а это, по большому счету,  называется нормальной журналистской эмоцией. Рейтинги, которые демонстрируют наши ведущие каналы, показывают, что общество воспринимает такую подачу материала, именно такой тон. Доля новостных передач на российских каналах за последние несколько месяцев увеличилась практически вдвое. Произошел даже отток публики из интернета в телевидение».

«Отток» публики из сети в ТВ, в России, может, и происходит, но еще не известно, во что может вылиться засилье пропаганды на экранах миллионов россиян для их страны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать