А зори здесь тихие — 2
Кто и зачем провоцирует конфликты, заставляющие людей взяться за оружие и подставлять головы под пули? Это остается за кадром и в жестком правдивом фильме Александра Рогожкина «Блокпост», герои которого — нет, не воюют, боевых действий как таковых на экране нет — скорее живут на очередной необъявленной войне. То ли в Абхазии, то ли в Дагестане, то ли в Чечне, то ли в Приднестровье. Они охраняют какую-то проселочную дорогу к кладбищу, объект совершенно не стратегический, устраивают себе баньку, прикупают у местного населения «травку», флиртуют с «аборигенками», лишь иногда — если поступает приказ — проводят проверки в близлежащих поселках, выявляя оружие. Нет артобстрелов, бомбежек, атак, цветут цветы, щебечут птицы, но в воздухе разлито ощущение тревоги, зыбкости этой тишины. Потому-то и передвигаются солдатики по территории своей мини-заставы пригнувшись, ходят по округе осторожно, чтобы не наступить на самими же поставленные «растяжки» от мин или не подставиться под пулю снайпера.
И чем более беззаботной нам кажется жизнь солдат с блокпоста, тем больше нагнетается ощущение, что рано или поздно тишина взорвется трагедией.
Солдат ненавидят уже за сам факт их пребывания в этих краях. Они чужаки. И поэтому их убивают. Кого — выстрелом издалека, кого — разрубив на куски и упаковав в овечью шкуру, в назидание другим «миротворцам».
И это пострашнее, чем мясорубка войны из «Спасения рядового Райана» и «Тонкой красной линии». Образ войны, проступающий сквозь просветленную атмосферу «Блокпоста», не менее ужасен. Потому что умирать в мирной жизни, где гуляют девушки, пасутся козы, летают бабочки, нелепо и несправедливо. Тем более, что ни одна из противоборствующих сторон не знает, ради каких высших интересов российские солдаты на российской же территории кого-то останавливают, обыскивают, задерживают, а потом — постоянно чувствуют на себе взгляд оптического прицела.
В этом фильме за частными судьбами людей незримо присутствуют политические игры, замешанные на амбициях, игре имиджей. «Большая» политика, как правило, не учитывает интересы рядовых граждан, которые это чувствуют, перестают верить в справедливость, а потому стремятся «наказывать» обидчиков сами. Крестьяне из «Блокпоста», не рассчитывая, что местная милиция разберется, кто выстрелил в женщину во время «визита» в село бронетранспортера, убивают первого попавшегося в их руки русского солдата. Как и старик из «Ворошиловского стрелка» Станислава Говорухина, который восстанавливая справедливость по своему усмотрению, делает одного из ребят-оболтусов скопцом, второго поджаривает в его же машине, а третий с перепугу и сам сходит с ума: не пришлось руки об него марать.
Солдаты из «Блокпоста», получившие друга в расчлененном виде, могут плюнуть на приказы предавшего их начальства и разметать в пух и прах поселок убийц (или любой другой — это уже не будет иметь значения). Вирус нетерпимости — в наших душах. Мы не умеем и не любим прощать. Нам не хочется ждать, когда страна (или вся планета) станет «правовой». Тем более, что история показывает: по-настоящему правовой она никогда не станет. И никто не хочет понять, что рано или поздно Бог нас накажет. Накажет очень просто, как делал всегда, когда хотел погубить человека, — отнимет разум. И человечество уничтожит само себя, считая, что все, что оно творит, — во благо. Так что, пока не поздно, каждому надо начать решать для себя дилемму — исправлять мир, который нам дан судьбой, или попытаться хотя бы спасти его?
Выпуск газеты №:
№214, (1999)Section
Медиа