Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Лилия ШЕВЦОВА: Украинская революция 2013—2014 годов по своим геополитическим и цивилизационным последствиям может иметь гораздо большее значение, чем падение Советского Союза в 1991 году

06 октября, 19:29

Сегодня ведущий научный сотрудник Московского центра Карнеги Лилия ШЕВЦОВА, автор «Дня» и лектор нашей Летней школы журналистики, отмечает свой День рождения. Она — уроженка Львова, но сразу же после окончания средней школы поступила в московский вуз, и в дальнейшем вся ее деятельность связана с Россией.

Шевцова написала предисловие к новой книге из библиотеки «Дня» «Украина Incognita ТОП-25», изданной на русском языке. Она, в частности, отметила, что «Кремль не может смириться с украинским Майданом - ведь украинское восстание грозит стать примером для россиян. И еще больше потому, что потеряв Украину, самодержавная Россия лишается своей исторической легитимности в виде Киевской Руси, которую российская власть приватизировала, отобрала у украинцев и считает своей «колыбелью».

Разговор с именинницей «День» начал с вопроса о том, как у нее и других выходцев из Украины происходило повторное открытие Родины...

«УКРАИНА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОРЫВА ЗА ПРЕДЕЛЫ ПОСТСОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ»

— Здесь, в Москве нас львовян, немало. Но мне сложно сказать, в какой степени мой путь возращения в Украину типичен для остальных. Потому что в неоформленную группу «львовян» входят и Григорий Явлинский, Михаил Фридман, Евгений Гонтмахер...

Для меня, очевидно, Украина стала важной, пожалуй, только в 2004 году во время оранжевой революции. В предыдущий очень серьезный период жизни я, скорее всего, пыталась обнаружить Россию, Москву, понять — вначале, что такое Советский Союз, потом — Российская Федерация. Я была слишком вовлечена в российское интеллектуальное политическое поле. А вот 2004 год, по сути, стал для меня откровением. Может быть, даже какой-то важной точкой в интеллектуальном и в каком-то даже лично моем жизненном развитии. Потому что Украина стала представлять интерес как общественный феномен. Для человека, проживающего долгое время в Москве, она показала возможность прорыва за пределы постсоветской модели. Это был рациональный академический интерес.

Но сухой интерес к украинскому феномену вдруг пробудил целый пласт жизненных эмоций симпатий, сопереживаний, стремления наконец вернуться и по-новому осмыслить некоторые культурно-цивилизационные явления — одним словом, то, что, в общем, связано и с национальной идентичностью. Итак, в 2004 году я снова возвратилась в лоно одной части своей семьи. Она у меня многочисленная и живет в основном в Киеве и Киевской области.

А вот Евромайдан, конечно, стал еще более мощным толчком не просто к симпатиям, сопереживанию и к тому, что, в общем, действительно является поиском какого-то утраченного либо никогда не существовавшего, собственного мира и сопереживания.

Драматические события в Украине, несомненно, заставляют возвращаться к тому, что является культурно-цивилизационным пластом в человеческой жизни, по сути, дела оформляющему и определяющему очень многое, в том числе и политическую позицию.

...Для себя я избрала позицию, согласно которой у меня нет сомнений в том, что Россия продолжает вести войну с Украиной. Собственно, украинский проект мне, как российскому либералу, гораздо ближе, чем попытка России сохранить себя в ХVI веке. Я также понимаю то, что нынешнее так называемое Минское перемирие, заявления, скажем, президентов Путина и Порошенко, представителей Евросоюза, в общем, являются этаким тактическим компромиссом, который не решает ни одной проблемы ни для Украины, ни для России. Это та ситуация, когда мы вошли в историческую паузу, где все основные актеры, по сути дела, вынуждены играть в игру «притворимся». Потому что цели Украины как государства и цели российской системы — разные.

А цели Евросоюза — это избежать нормативной оценки, нормативного подхода к Украине. Фактически Украина высветила драму Запада, не только драму России. Украина высветила то, что после падения Советского Союза мир — Европа и Запад — вступили в эпоху отказа от принципов. И вот это так называемый Минский протокол является убедительным подтверждением отсутствия принципов, водоразделов, идеологической четкости, нормативных ценностей, а также отсутствия границы между войной и миром.

«ВЫ ОКАЗАЛИСЬ ГОРАЗДО БОЛЬШИМИ ЕВРОПЕЙЦАМИ, ЧЕМ ЕВРОПЕЙЦЫ...»

Многие эксперты утверждают, что благодаря последним событиям в Украине, наконец, началось строительство новой нации. И это происходит на фоне того, что в России не знают, к какой нации принадлежат они. А что вы думаете по этому поводу?

— Я нахожусь, очевидно, в процессе познания украинской истории и того мучительного процесса, в котором вы находитесь. Вы, собственно, сейчас строите и нацию, и новое украинское государство, и эта война явилась мощнейшим толчком для вашего национального объединения, для формирования Украины как европейской нации. Вы оказались гораздо большими европейцами, чем европейцы. Потому что вы стали требовать применения к Украине европейских стандартов, в то время как Европа и Запад отказываются от этих стандартов.

В то же время если мы возьмем Россию, то становится очевидно, что российская система, матрица или российское самодержавие ХХІ века пытается возвратиться в ХVI век, затянуть историческую паузу и закрепиться окончательно в этой исторической паузе, заколотив окна, и воспрепятствовать присоединению России к современному миру. Ни российский политический класс, ни российские либералы, включая маргинальное меньшинство, к которому принадлежу я, не знает, как вырваться из западни России как империи. А ведь она все еще является империей, пусть и без некоторых своих кусков тела. Мы не знаем, сможет ли эта полуразрушенная, подвешенная, замороженная империя или полуимперия перейти к национальному государству Россия.

...Лет восемь-десять назад Дмитрий Фурман, один из первых либеральных интеллектуалов, первым задал этот вопрос, сказав, что это станет основной проблемой для России. И действительно, это так. И если Россия решится перейти к национальному государству, то как его сделать демократическим? Либо же мы должны пройти через путь гражданской нации, но мы так далеко от этого отступили...

О КРЕПОСТНИЧЕСТВЕ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИИ ХОДОРКОВСКОГО О 1917-м

И более того, появились тенденции к тому, чтобы в России вернуть крепостничество...

— Мыкола, вы совершенно правы. Валерий Зорькин с его ностальгическим лозунгом о том, что крепостничество является российской скрепой, всколыхнул нашу мертвую интеллектуальную среду. Не желая быть совсем парадоксальной, я же считаю, что очень хорошо, что это сделал Зорькин как председатель Российского конституционного суда и как главный хранитель российской конституционности, в которой, собственно, присутствуют европейские принципы и идея правового государства. Очень хорошо, что он заявил о крепостничестве как идеале — как принципе устройства российского государства. Потому что теоретически Валерий Зорькин продемонстрировал состояние российского политического класса, который, оказывается, более дремучий, более архаичный, с гораздо более ужасающей оскалом, чем российский политический класс ХІХ века, значительная часть которого стыдилась крепостничества, когда оно еще существовало. По сути, он откатил нас в гораздо более раннюю историю и своим заявлением продемонстрировал, что сегодняшний политический класс по своей ментальности совершенно не способен жить не только в нормальной цивилизованной стране, управлять ею. Он не способен жить в мирном времени. Совершенно очевидно, что скатившись в эту войну, российская политическая элита (не будем говорить о Путине — он символ системы и персонификатор российского политического класса) заявила всему миру, что они в мире жить не могут. Сделав Россию страной войны, российская элита сигнализирует о том, что российский политический режим вступил в стадию агонии. К таким мерам, как война и агрессия, отвержение всех международных правил игры, элита прибегает в отчаянии, когда не может выжить по-другому.

Кстати, бывший глава ЮКОС Михаил Ходорковский недавно заявил, что приближается кризис, похожий на события 1917 года. Что вы думаете по поводу такой оценки?

— Я теперь начинаю более скромно относиться к нашей возможности предвидеть события. А всякие исторические аналогии скорее полезны для того, чтобы увидеть уникальность момента. Они вряд ли работают. В 1917 году часть российской политической элиты была готова к переменам, но не готово было общество. А в 2014 году 37% российского общества, те люди, которые говорят, что интересы индивида важнее, чем интересы государства, свидетельствуют о том, что, по крайней мере, эта немалая часть российского общества готова жить в правовом государстве. А немалая часть других, которые формально якобы поддерживают Путина (я не верю в эти 83%), против коррупции. Следовательно, только примерно 30% являются сторонниками вот этого патерналистского дремучего государства. Вот это разница между 1917 и 2014 годами. Все же это другая Россия.

Возможно, Ходорковский прав в ином. 1917 год — это год революции. А в последние 3-5 лет мир, кажется, нам показывает, что модель трансформации перемен, которая была популярна в прошедшие лет сорок (а это была  модель «перемен сверху» — при помощи представителей реформаторского крыла правящей элиты, а также под влиянием оппозиции), вряд ли будет работать. Ведь во многих странах начинаются движения революционного типа. Это и Турция, сейчас — Гонконг, а 2011—2012 год — это Россия. Поэтому не исключено, что Ходорковский прав в том, что в ХХІ веке мир вступает в эпоху революций, когда правящие элиты не могут начать перемены сверху.

«САНКЦИИ ГОВОРЯТ ТАКЖЕ О НЕСПОСОБНОСТИ ЗАПАДА К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ»

Вы уже говорили о том, что Европа не готова назвать собственным именем то, что происходит на Донбассе. А можно ли рассчитывать, что санкции, которые ЕС и США все-таки ввели против России, повлияют на российскую элиту?

— Есть разные мнения о значимости санкций. Можно вспомнить десятилетний опыт применения санкций, начиная с южноафриканского апартеида, кончая санкциями в отношении Ирана. Санкции никогда не меняли сущность режима, не меняли систему государства, против которого были направлены. Санкции очень редко заставляли государство менять внешнюю политику. Поэтому я думаю, что на поведение Путина санкции решающего влияния оказывать не могут. Возможно, санкции заставляют российский политический режим менять формы, методы и пути своего поведения. Но они не могут заставить российский политический режим, вступивший в парадигму военно-патриотической мобилизации, отказаться от нее. Возможно, российский политический режим решит бороться за Украину или дестабилизировать ее через подкуп украинской элиты, через Минский протокол, отказавшись от откровенной агрессии. И это — скорее всего. Но коренным образом изменить политику Кремля санкции не могут.

Санкции — это тактические действия. Но без них нельзя. Ведь возможная агрессивность системы, которая начинает агонизировать, была бы большей.

«У МЕНЯ ВСЕГДА БЫЛО СТРЕМЛЕНИЕ РАСШИРИТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО»

Что вас мотивировало стать тем, кем вы являетесь в данный момент? 

— Не знаю, как на это ответить. Я скромный человек.

Но что-то двигало все-таки вами. Я имею ввиду огромное желание поступить в московский вуз, а потом академическая карьера, связанная с вопросами внешней политики...

— Если честно, я, как многие в мое время, была советским Растиньяком, которых было множество. И не только во Львове. Человеком, который хотел из провинции выбраться в метрополию и чем-то себя проявить, чего-то достигнуть. Типично провинциальное стремление. Сейчас, с позиции моего возраста, я думаю, как жалко, что я не осталась во Львове. В Москве, в конечном итоге, я оказалась принадлежащей к потерянному поколению. Вот сейчас 2014 год, и я могу совершенно точно и с грустью констатировать, что я принадлежу к поколению, которого было немало в российской истории, которое имело шанс, возможно, если не что-то изменить, то на что-то повлиять. И мы упустили этот шанс, я имею в виду начало 1990-х годов, когда, собственно, мы имели возможность пусть не через Интернет, которого не существовало, но через массу существовавших газет, которые читали, за которыми стояли в очереди сотни и тысячи людей, повлиять. Мы имели в руках радио и телевидение и могли, по крайней мере, попытаться создать проект для России. Либо же попытаться сделать то, что украинцы сделали в 2004 году. Мы упустили этот шанс, поэтому сейчас имеем полное право на роль либо либерального гетто, либо потерянного поколения. (Смеется.) У нас, собственно, одна роль и огромная ответственность — держать нишу, которая все время скукоживается.

Единственная радость — что в России все же есть 37%, которые считают, что права личности важнее, чем права этого государства. А в целом я думаю, что, несмотря на все неудачи, за которые я ответственна лично, вместе с коллективной ответственностью нашего либерального гетто, мне просто повезло в том, что у меня всегда было стремление расширить жизненное пространство. Я считаю, что самой большой моей удачей в расширении жизненного пространства было совершенно случайное попадание в Институт Богомолова, это еще в советские времена, и возможность заниматься Польшей. Я американист по образованию, но Америка, как оказалось, вскоре мне была совершенно неинтересной, потому что в Советском Союзе заниматься Америкой значило заниматься антиамериканской пропагандой. А вот оказалось, что в Институте Богомолова — совершенно уникально на те времена — можно было заниматься живыми странами и участвовать в каких-то совершенно поразительных живых процессах. Я быстро переквалифицировалась на специалиста по Польше. Выучила польский язык (благо, было легко, будучи из Львова) и провела практически лучшее время своей молодости в Польше. Во время Солидарности была на Гданской верфи, посещала школы, который вел в то время кардинал Войтыла. Это было для советского человека действительно определенным окном в мир. В какой-то степени влияние польских интеллектуалов и моих друзей Бронислава Геремека, Адама Михника, а также целого ряда других людей помогло закрепить такое качество, как постоянное стремление к расширению интеллектуального пространства, даже тогда, когда жизненное пространство сокращается. А то, что я теперь расширяю интеллектуальное пространство последние лет 18 за счет работы в совершенно изумительном институте Карнеги, это позволяет поместить Россию в мировой контекст.

Сейчас я перехожу в Институт Брукинза, известный своими традициями, свободной интеллектуальной жизнью, одновременно я продолжаю быть исследователем в Институте экономики Российской академии наук, восемь лет я работаю в Королевском институте международных отношений. Все это позволяет мне посмотреть мир и как мир смотрит на Россию.

В последний год я пришла к выводу, так как российской политики не существует, пусть это звучит очень схематично, я занимаюсь украинским фактором. Во многом, не понимая того, что происходит в Украине, я пытаюсь осознать, в какой степени Украина позволила миру выйти из исторической паузы. Потому что Украина всколыхнула очень многое. Украина пробила брешь в интеллектуальном параличе пассивности европейского политического поля, заставила думать о новых правилах игры, о том, что не работает. По сути дела, я в этом уверенна, но мне нужно еще доказать, то, что сделали украинцы, и то, в какой ситуации Украина оказалась в силу бесхребетности Запада, заставляет нас пересматривать, менять очень многие представления о постсоветском периоде для всего мира. Или, другими словами, о периоде после завершения холодной войны. Два десятилетия Запад, по сути, провел в туне, пропустил. Сейчас возникает совершенно новая политическая реальность, и Украина — предвестник этой реальности, когда старые правила, принципы, институты не работают. В какой-то степени украинская революция 2013 — 2014 годов может по своим геополитическим цивилизационным последствиям иметь гораздо большее значение, чем в свое время падение Советского Союза в 1991 году, которое создало много иллюзий. Вот Украина их разрушает сегодня. Как происходит процесс разрушения иллюзий — это тоже сложная интеллектуальная задача. Грустно, что стольким людям приходится платить за это.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать