Перейти к основному содержанию

Ближневосточная ничья

Надолго ли заключено перемирие между ХАМАС и Израилем?
27 ноября, 11:42
25 НОЯБРЯ 2012 ГОДА. РАМАЛЛА, ПАЛЕСТИНСКАЯ АВТОНОМИЯ. ПАЛЕСТИНЦЫ ВЫШЛИ НА МИТИНГ, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ ПРЕЗИДЕНТА МАХМУДА АББАСА, КОТОРЫЙ ПОСЕТИТ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ ШТАБ-КВАРТИРУ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ГДЕ ПОПЫТАЕТСЯ УБЕДИТЬ ООН В ВАЖНОСТИ ПЕРЕВОДА ПАЛЕСТИНЫ СО СТАТУСА «САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ЕДИНИЦЫ» ДО «ГОСУДАРСТВА БЕЗ СТАТУСА ЧЛЕНСТВА» / ФОТО РЕЙТЕР

Израиль начал частичную демобилизацию резервистов после заключения перемирия с ХАМАС. Обе стороны заявили о своей победе. Это обычное информационное обеспечение происходящих событий. Вроде бы можно хоть на какое-то время вздохнуть с облегчением.

К чему же пришли стороны в результате обмена ракетными ударами и авиационными точечными бомбардировками?

Израиль провел в боевых условиях проверку своей противоракетной системы «Кипат барзел» («Железный купол»). Результаты оказались настолько отличными, что южные корейцы уже предложили закупить такую систему. Их понять можно. Столица Сеул находится всего в нескольких десятках километров от границы.

Несомненно, что боевики понесли значительные потери. Как материальные, так и в живой силе. Большая часть их пусковых установок была уничтожена, разрушена инфраструктура, убиты или выведены из строя многие командиры, в том числе и весьма высокопоставленные. Однако это ненадолго. Практика показывает, что все это восстанавливается, а Иран готов снова поставлять ракеты в необходимых количествах. С точки зрения усиления безопасности Израиля результаты операции весьма ограниченные.

То, что не была проведена наземная операция, с одной стороны, хорошо, так как это позволило избежать потерь среди военных и гражданского населения Газы. С другой стороны, неясны политические цели подобной операции. Если не планировалась оккупация палестинской территории, то любое разрушение инфраструктуры ХАМАС и других террористических организаций не принесет мира и спокойствия. Как и после операции «Литой свинец» в 2008 — 2009 гг., инфраструктура террористов была восстановлена, руководящие кадры подобраны и все опять повторится сначала.

Конечно, лидеры боевиков наземной операции израильской армии всерьез опасались. При ее проведении им бы пришлось очень несладко. И в этом отношении они, несомненно, выиграли. Не случайно очень многие в Израиле недовольны результатами восьмидневного противостояния, и помогут ли победные реляции премьеру Биньямину Нетаньяху и его партии «Ликуд» выиграть выборы в январе будущего года — очень большой вопрос. Пока, по опросам, его рейтинг и партии практически не увеличился. Тут может быть проигрыш, и довольно оглушительный.

На самом же деле лидерам ХАМАС не стоит особенно радоваться. Они практически ничего не добились, кроме очередной демонстрации полной беспомощности. Да, можно посылать шахидов, взрывать автобусы с мирными гражданами, но никаких политических последствий это иметь не будет. А если начнут наглеть еще сильнее, то повторение «Облачного столпа» в каком-то виде не замедлит последовать. Если раньше израильских политиков и военных как-то сдерживали ракетные обстрелы, то теперь руки у них развязаны, и авиация будет методично уничтожать ракетные установки, склады, подземные туннели и другую инфраструктуру.

Несомненно, разногласия между палестинскими группировками значительно усилятся. Лидеры ХАМАС, втягиваясь в обстрелы Израиля, имели в виду не столько непосредственного противника, сколько своего конкурента Махмуда Аббаса (Абу Мазена) в Рамалле, на Западном берегу реки Иордан.

Как отметил главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Георгий Мирский, «глава Палестины Махмуд Аббас меньше всего заинтересован в том, чтобы ХАМАС одержал победу. Тогда получилось бы так, что он занимается только бюрократией, а люди из ХАМАС действительно ведут борьбу... В глубине души Аббас хотел бы, чтобы ХАМАС как следует «расквасили нос».

Надо помнить, что первым завелся с Израилем «Исламский джихад». В то время как ХАМАС начал дрейф от Ирана в сторону Катара, первые сохранили все связи и поддержку со стороны Тегерана. Последнему было крайне выгодно начать конфликт с Израилем и тем самым отвлечь внимание от Сирии. И удары Израиля по ХАМАС также выгодны Тегерану, так как ослабляют перебежчиков и делают их ответственными за все.

С одной стороны, ХАМАС должен контролировать сектор и быть во всем виноватым в случае чужих налетов. Пострадали ли в результате израильских бомбардировок «Исламский джихад» и другие террористические группировки? Наверное, да. Но при всем этом они остаются как-то в стороне и сохраняют «свободу рук». И если ХАМАС не поставит их под контроль, ему в скором времени придется отвечать за чужие провокации. И чем сильнее будет обостряться обстановка в Сирии, тем вероятнее новое обострение между Газой и Израилем. И в этом смысле ХАМАС, безусловно, проиграл, но видно это будет не сразу, а через некоторое время.

По-настоящему Израиль совершенно не заинтересован в действительном уничтожении или развале ХАМАС как организации. В противном случае Газа превратилась бы в своего рода Сомали — с фрагментацией на мелкие боевые группировки, с которыми просто невозможно было бы вообще о чем-либо говорить. Единственная сила, которая хоть как-то может держать их под контролем, — это ХАМАС. Поэтому война шла, но не до полной и безоговорочной победы.

Следующая проблема, возникающая перед Израилем. Арабский мир отвлекся от Сирии и занялся Палестиной. Ситуация для Тель-Авива очень нехорошая, поэтому продолжение боевых действий, в принципе, било по Израилю, независимо от конкретных военных достижений.

Военно-стратегическая ситуация на Ближнем Востоке изменилась. Дело не только в конкретном столкновении Израиля и ХАМАС. Монархии Персидского залива значительно ослабили влияние своего геополитического противника — Ирана. Теперь ему придется затратить значительные усилия, чтобы восполнить потери своих протеже, в частности «Исламского джихада» и других группировок. А ведь ситуация в Сирии нисколько для Тегерана не улучшилась, наоборот, ухудшилась. С учетом ограниченных возможностей иранских аятолл из-за сложного экономического положения страны проблема окажется довольно сложной в разрешении.

Хотя турецкое руководство на словах выступило в поддержку ХАМАС, на самом деле события показали, что Анкару другие игроки на это поле допускать не хотят. В первую очередь египетское руководство, которое поспешило взять на себя посредническую миссию. При этом сделало все возможное, чтобы исключить Турцию из этого процесса. Одновременно события в северной части Сирии показали, что курды не склонны играть как в пользу властей Дамаска, так и на стороне оппозиции. Их боевые отряды взяли под контроль города и села в пограничье с Турцией и пресекли попытки оперировать в этих районах сирийских оппозиционеров. Как следствие, возобновились контакты с представителями Рабочей партии Курдистана и ее лидером Оджаланом, находящимся в турецкой тюрьме.

В Иордании параллельно с событиями в Газе серьезно обострилась обстановка. И вполне возможно, что следующий кандидат на арабскую весну — не Дамаск, а Амман. В этом случае не только кардинально ухудшится геостратегическое положение Израиля, но и продолжится расползание этого процесса на другие регионы.

Так, высока вероятность организации «центральноазиатской весны» в Узбекистане и Казахстане в период приближающейся смены поколений высшего руководства этих стран. При этом государства Центральной Азии становятся плацдармом, с которого начнется распространение радикального ислама на китайский Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), российские Поволжье и Северный Кавказ, а на западном берегу Каспийского моря — на Азербайджан.

О том, что такая угроза существует, показывают события как в Синьцзяне, где были выступления уйгуров и террористические акты, так и в российском Татарстане. Были такие попытки, инспирированные из Ирана, и в Азербайджане.

Еще одним проигравшим в результате событий в Газе является Москва. Все ее попытки активизировать свое участие в процессе были парализованы совместными усилиями «заливников»: Анкары, Каира и Вашингтона.

Монархии Залива демонстрируют растущую враждебность к Москве, риторика контролируемых ими печатных и электронных СМИ напоминает времена афганской войны 1980-х гг. Ни о каком сотрудничестве здесь просто не может идти речь. Россию «заливники» воспринимают как страну, помогающую их противнику — Ирану. С московским министром иностранных дел они просто не захотели разговаривать. Его демонстративно игнорировали.

Не много приобрела российская дипломатия и в Иране. Его руководство не испытывает к России признательности ни за многолетнюю поддержку в ООН, ни за завершение вопреки международному давлению строительства АЭС в Бушере. И тем более никто в Тегеране не заинтересован в усилении роли Москвы на Ближнем Востоке.

Завершение горячей фазы конфликта в Газе определяет состояние военно-стратегической ничьи. Ни одна из сторон не отказалась от своих долгосрочных целей. Наступившую передышку все будут использовать для накапливания сил и ожидания момента для новых выступлений с учетом меняющегося общего положения в мире. Остается неясным только то, как долго будет сохраняться состояние неустойчивого равновесия.

КСТАТИ

Новая израильская система «Праща Давида», которая призвана заполнить остающуюся брешь в противоракетной обороне страны, успешно прошла первые испытательные стрельбы, сообщило в воскресенье министерство обороны Израиля. Газета Jerusalem Post цитирует неназванный источник в военно-промышленном комплексе, который сказал, что испытания намечались на 2013 год, но были перенесены на более ранний срок из-за «общего ощущения экстренности». 

«Испытания впервые включали перехват цели, который был успешно осуществлен противоракетой «Парализатор» системой «Праща Давида». Испытания были проведены компанией Rafael на полигоне в южной части Израиля», — сказано в сообщении военного ведомства. «Праща Давида» задумана как промежуточное звено между тактическим комплексом «Железный купол», способным перехватывать ракеты малой дальности типа палестинских «кассамов», «градов», ливанских «катюш», и дальнобойными противоракетами «Хец» («Стрела»), которые противостоят иранским «шихабам» и сирийским «скадам». Министерство обороны Израиля не называет тактико-технических характеристик «Пращи Давида».

По сведениям местных СМИ, основное предназначение комплекса — перехват ракет дальностью от 70 до 300 км, которых особенно много у боевиков ливанского движения «Хизбалла». В то же время, как отмечают РИА Новости, принятие на вооружение комплекса, известного также как «Волшебная палочка», намечается на 2014 год. Его разработкой занимаются израильские компании Rafael, Elta, Elbit совместно с американской Raytheon.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать